Струкова Т.Н. старший воспитатель ГБДОУ д/с № 2 Калининского района г.Санкт-Петербурга 900igr.net
Педагогическая технология Техно - от др.-греч. – искусство, мастерство, умение, логос- слово, учение- совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка
Педагогические технологии По характеру содержания и структуры Обучающие Воспитательные Общеобразовательные По организационным формам Индивидуальные Групповые Коллективные Дифференцированное обучение По подходу к ребёнку Личностно-ориентированные Гуманно-личностные Технологии сотрудничества Свободного воспитания По преобладающему (доминирующему) методу Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Игровые Проблемно-поисковые Творческие
Основные педагогические технологии ознакомления детей с родным городом Игровые педагогические технологии Личностно-ориентированные технологии Технология сотрудничества Коммуникативные технологии Технология проектной деятельности Технология развивающего обучения ИКТ технологии
Технологии ознакомления детей с родным городом Игровые педагогические технологии (включают обширную группу методов и приемов организации педпроцесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма создаётся при помощи игровых приемов и ситуаций ,выступающих , как средство побуждения , стимулирования к деятельности ) Сюжетно-ролевые игры: «Семья» , «Всей семьёй на праздник», «Путешествие по городу» , «Петербургский фотограф», «Экскурсовод», «Путешествие по старинному Санкт-Петербургу», «Мы – архитекторы» , «Строим Петербург» и т.д. Проблемно-игровые ситуации « О чем думают грифоны на Банковском мосту», «Сфинкс вспоминает Египет, пирамиды, фараонов », «Путешествие по реке времени …»
Дидактические игры: «Азбука вежливости», «Светофор желаний», «Умный телефон», «Собери здание из частей», «Кем работают петербуржцы»,«Из какого материала сделаны»,»Что такое хорошо и что такое плохо», «Венок слов» , Найди вторую половину моста» , «Продолжи название» , «Петербургские рифмы», «Петербургское домино», «Найди на карте», «Чего в городе много», «Цветик - семицветик» (дети загадывают желания: где бы они хотели побывать в Санкт-Петербурге и т. д.) Подвижные игры: «Прятки в Летнем саду», «Найди свой этаж», «Кто сильнее», «Туча-тетя»,«По болоту Петр шел» , «Каменный лев», «Отгадай, чей голосок»,»Запрещенное движение», «На кораблике плывем, острова мы все найдем» Хороводные игры: «Рыбаки и рыбы»,»Дядюшка Трифон» « Заинька» Коммуникативные игры: свободное общение на предложенную тему, беседы, обсуждение выражений Игры -развлечения , игры –забавы, игры-считалки, игровые упражнения, «Люблю по городу гулять», «У литейного моста», «Есть, есть, есть, есть в Петербурге 100 чудес…», «Как на Банковском мосту…»
Личностно-ориентированные технологии направлены (обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка) - беседы на этические и нравственные темы, о правилах поведения , индивидуальная работа, свободное общение , рассказы из личного опыта: «Мои путешествия по городу», «Любимое место в Санкт – Петербурге» , «Моя семья в годы блокады» , создание фотоальбомов о городе, сюжетно-ролевые игры Технология сотрудничества ( реализует демократизм, равенство, партнерство в отношении педагога и ребенка во всех видах деятельности)
Коммуникативные технологии (беседы, свободное общение на тему, дискуссии («Какая профессия в городе самая главная», «Кого можно назвать петербуржцем» ) обсуждение проблемных ситуаций , совместное составление правил, дидактические игры и упражнения ,словесные игры, составление рассказов, сочинение историй , сказок ) « Как я путешествовал по Петербургу во сне» «Как сказочные жители города принимали гостей» (львы, сфинксы, грифоны) «Как кораблик появился в Санкт-Петербурге» «Как должен вести себя маленький петербуржец» «Живая улица района» «Расскажи гостю о твоем любимом месте в городе»
Технология развивающего обучения направлена на интеллектуальное «умственное развитие» ребенка, формирование его способностей ,развитие творческих качеств личности. Решение проблемных ситуаций, алгоритмов Развитие различных видов мыслительной деятельности , психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения , фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности), Игры-викторины: «Что? Где? Когда?», на тему «Люблю тебя Петра творенье», «Путешествие в прошлое», КВН «Люби и знай свой город» Творческое рисование : «Куда плывет кораблик», «Оформление книги сказок и историй о Петербурге» , «О чем думает флюгер…» Создание коллажей, витражей , разгадывание кроссвордов и ребусов о Петербурге (придумывание своих)
Использование приема мнемотехники для заучивания стихов о Петербурге Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, Люблю считать. Невский – раз, Зимний – два, Три – красавица Нева, А четыре – мост Дворцовый, Пять – гуляю по Садовой, Шесть – к Исаакию схожу И на купол погляжу. Семь – конечно, Летний сад, Как красив его наряд! Восемь – крепость у Невы, Были там, наверно, Вы. Девять – повстречался мне Медный всадник на коне. Десять – из-за поворота Вижу Нарвские ворота Н. Нищева Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу. На каждое название достопримечательности Загибают по одному пальчику
Считалка «У Литейного моста» У Литейного моста Я поймал в Неве кита. Спрятал за окошко Съела его кошка. Помогали два кота, Вот теперь и нет кита. Кто не верит другу Выходи из круга!
Удивительный город Есть удивительный город, а в нём Жители ходят ночами, как днём. Белые ночи, светлые очень. Кто пропустить это чудо захочет? Летнее чудо! Как же тут спать? Праздником надо те ночи назвать. Можно читать, можно играть. Можно совсем не ложиться в кровать… Если ты знаешь тот город, мой друг, Мне подскажи Это - …..(Санкт-Петербург)
Считалка «Сто чудес» Есть! Есть! Есть! Есть! В Петербурге сто чудес! Как пойдём с тобой гулять, Будем чудеса считать: Медный всадник, Эрмитаж. Золотой кораблик наш, Мост Дворцовый, разводной Над красавицей Невой. Кто не верит – выходи, Эти чудеса найди!
Считалка Раз, два, три, четыре, пять. Пушки в крепости палят! Не убили никого, Кроме зайца моего. Мне его купила мама, Заяц выпал из кармана, А к кармане том дыра, Зашивать её пора. Я иголочку возьму И тихонечко кольну. Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй, Выходи, я за тобой.
Считалка «Грифоны» Как на Банковском мосту Есть грифоны на посту. Я грифонов не боюсь, По мосту сто раз пройдусь. Как пойду 101 раз, Оживут грифоны в раз. Ты нам очень надоел, Лучше б дома ты сидел Перед нами не мелькай И на туче полетай Вчетвером меня схватили И на тучу посадили. Кто не верит выходи, И на небо погляди!
Дразнилка «Лентяй» Лентяй – лентяй! Сиди дома не гуляй! Не увидишь ничего Кроме носа своего! Ты пока вздыхаешь здесь, Мы увидим сто чудес! Будем в Эрмитаже, А тебе не скажем. Будешь под диваном Главным тараканом!
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) «ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ в активизации интереса детей к истории и культуре Санкт -Петербурга успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Игровые упражнения на развитие фантазии, воображения и памяти: «Дорисуй здание », «Дострой мост» «Построй здание из геометрических фигур”, «На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”. . «Найди лишнее», «Город весёлый и грустный» Игры с элементами фантазирования ( при знакомстве с Летним садом и Невой): «О чём шепчутся деревья», «Что может рассказать падающий лист», «Разговор волн». «Откуда прикатился шар», «О чем думают львы», Дидактические упражнения «Логический поезд», «Дорисуй», «Цепочка слов», « На что похоже» «Скажи наоборот» ,«Хорошо – плохо», «Да – нет», «Отставай-Забегай» «Дели –объединяй»
«Мозговой штурм» Метод ассоциаций. Игры «Цепочка слов» «Брошенное слово» развивает воображение ,речь, формирует способности к созданию целостного образа на основе ассоциаций . Кто- то из детей или взрослых называет архитектурный памятник, например, Аничков мост. Ребёнок вспоминает отличительные особенности этого моста - (кони) и называет другой памятник имеющий что-то общее с Аничковым мостом, это может быть «Медный всадник,» Александрийский столп, (змея) Петропавловская крепость (ангел ). Игра «Логический поезд» дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. «Волшебный квадрат» - это выкладывание ряда картинок по диагонали или вертикали по одному признаку. Например,: 1й ряд – здания со шпилями, 2й - с куполами , 3й-здания на Невском проспекте
Технология проектной деятельности Разработка проектов : «Путешествуем по городу» «Тайны городских фонарей» «Невы державное теченье»… «Мосты Санкт-Петербурга» «Город-музей» ,«Музеи Петербурга» «Удивительное в Петербурге» « Самый петербургский поэт» , « Сказки А.С. Пушкина » «Сказочные животные Санкт-Петербурга» «Волшебные ограды» «Никто не забыт и ничто не забыто»,«900 дней, 900 ночей» «Большие и маленькие. Архитектурные ансамбли города» и т.д.
Спасибо за внимание!