Московский Педагогический Государственный Университет Пятибратова Наталия Владимировна Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению детей с общим недоразвитием речи Научные руководители: к.п.н., профессор Шаховская С.Н. к.п.н., доцент Алмазова А.А. Специальность 13.00.03 коррекционная педагогика (логопедия) 900igr.net
Проблема исследования. поиск путей повышения эффективности обучения чтению дошкольников с ОНР в системе логопедической работы. Цель исследования: Теоретическое обоснование, проектирование и внедрение методического, дидактического и концептуального обеспечения процесса обучения чтению детей с ОНР на полисенсорной основе с одновременным развитием и коррекцией базисных для чтения психических функций.
Задачи исследования: 1) проанализировать научно-теоретические основы обучения чтению дошкольников; 2) определить специфику работы по обучению чтению дошкольников с нарушениями развития в системе коррекционного воздействия; 3) выявить степень сформированности компонентов функционального базиса чтения у дошкольников с ОНР в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками; 4) разработать, апробировать и реализовать методику обучения чтению дошкольников с ОНР на основе интеграции и модификации различных методов, приемов и средств обучения с включением полисенсорного компонента и упреждающего развития базисных для чтения психических функций; 5) оценить эффективность предложенной методики с точки зрения успешности формирования навыков чтения у дошкольников с ОНР, а также степени влияния проведенного обучения на развитие речи и других психических функций в системе логопедического воздействия.
Объект исследования: Процесс обучения чтению дошкольников с ОНР. Предмет исследования. Формирование навыка чтения у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы. Научная и теоретическая новизна исследования: Дополнены теоретические представления о своеобразии процесса обучения чтению детей с ОНР. Выявлены и проанализированы специфические особенности процессов внимания, зрительного восприятия, памяти и речевой функции у детей с ОНР, степени их сформированности, необходимых для эффективного обучения чтению. Научно обоснована необходимость обучения детей с ОНР чтению с использованием комбинаторной методики, что обусловлено преобладанием у них спонатнной тенденции к симультанному способу восприятия графических образов слов над дискретной фонемно-графической. Разработан и реализован комбинаторный подход к обучению чтению детей с ОНР, включающий работу по развитию внимания, зрительного восприятия, слухоречевой памяти и речи и использующий принцип полисенсорности как компенсаторный фонд. Предложены новые формы работы, которые обеспечивают реализацию важного принципа обучения - здоровье - и энергосбережения, как со стороны ребенка, так и учителя (минимум энергетических затрат педагога: организация занятий, подготовка дидактического материала и т.д.);
Гипотеза: У детей с ОНР отмечаются вариативно выра-женные особенности функционального базиса чтения, включающего речевые и неречевые ком-поненты. Эффективность обучения чтению до-школьников с ОНР повысится при условии целе-направленной работы по формированию базис-ных для чтения функций, использовании поли-сенсорной основы в обучении, а также интегра-ции различных методов, приемов и средств обучения.
Положения на защиту: 1. Особенности формирования навыка чтения у дошколь-ников с ОНР обусловлены недостаточной сформиро-ванностью функционального базиса, в частности про-цессов внимания, зрительного восприятия, памяти, речи. 2. Использование полисенсорной основы при формиро-вании навыка чтения и упреждающее развитие базисных для чтения функций позволяет реализовать компенса-торный подход к обучению, а также усиливает коррек-ционное воздействие на развитие устной речи детей. 3. Интеграция и модификация складового, глобального и фонемно-графического методов обучения чтению, опреде-ление содержания, средств и организационных форм в соответствии с задачами логопедической работы эффек-тивно формируют навык чтения у дошкольников с ОНР.
Цель экспериментального исследования: Сопоставительное изучение основных базисных функций чте-ния: устной речи (словарный запас, фонетико-фонематическая и звукослоговая сторона), внимания, слухоречевой памяти, зри-тельного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальной речью. Задачи экспериментального исследования: Оценить уровень сформированности компонентов речевой системы. Подобрать и модифицировать логопедические и психологи-ческие тесты и провести сравнительный анализ результатов обследования речи, внимания, памяти и зрительного восприя-тия у детей с ОНР и в норме. Изучить особенности использования различных методов обу-чения чтению детей с ОНР в логопедической практике путем анкетирования и интервьюирования логопедов ДОУ.
a b a b a b a b a b a b a b a b a b a b a b a b
Цель формирующего эксперимента: обучение чтению 5-летних детей с ОНР III уровня в сочетании с упреждающим развитием основных базисных функций: экспрессивной речи, памяти, внимания, зри-тельного восприятия. Задачи формирующего эксперимента: 1. Разработать основные положения, определяющие возможность использования комплексного подхода с полисенсорным компонен-том к обучению чтению детей с ОНР. 2. Разработать и апробировать пошаговое планирование занятий для логопеда. 3. Разработать, систематизировать и апробировать игры и упражнения, позволяющие корригировать в той или иной степени речевой дефект, недоразвитие внимания, зрительного восприятия, памяти. 4. Структурировать специально подобранные игры и задания по уровням речевых единиц: работа на уровне склада, слова и на уровне предложения. 5. Обеспечить профилактику возникновения дислексий путем введения целенаправленной работы по развитию экспрессивной речи, внима-ния, зрительного восприятия, слухоречевой памяти.
Полисенсорная комбинаторная методика обучения Принципы обучения Методы и приёмы обучения Средства обучения Содержание обучения Организация обучения 1. Природосообразность обучения; 2. Личностно-ориентиро-ванное обучение; 3. Энергосберегающее обучение; 4. Деятельное обучение; 5. Системность и целостность; 6. Здоровьесбережение; 7. Доступность; 8. Коррекционная направленность; 9. Активность; 10. Самостоятельность 1. Складовой Приёмы: прокручивание кубика около рта логопеда при одновременном пропевании складов с фиксацией взгляда детей; утрированное пропевание и чтение складов, логоритмические упражнения; акцентирование внимания детей на чётком прочтении складов; исключение из пропевания складов с нарушенными звуками; применение музыкальных фрагментов на занятиях. 2. Глобальное чтение Приём: работа со складовыми картинками, форми-рующими функцию погнози-рования 3. Фонемно-графический. Приёмы: Монтесорри- педагогики, позволяющий квантовать трудности чтения и обрабатывать их по отдельности; работа с текстом, включающая способ самопроверки; 1. Настольный материал (кубики; складовые картинки, “Логопедические игры”, карточки для чтения из модифицированного Монтесорри-материала, настольные таблицы); 2. Методические пособия (книга “Учимся читать с удовольствием”, DVD “Учимся читать и писать”); 3. Демонстрационный материал (таблицы с упрощённым информа-ционным полем; картинки-ассоциации, указка-маркер); 4. Пособия для родителей (”Домашняя тетрадь”, “Складовые наклейки”). 1. Подготовительный этап обучения Цель: привлечение внимания к дидактическому материалу, развитие навыка правильного манипулирования кубиками. 2. Основной этап обучения. Цель: формирование первоначальных навыков чтения, основ языкового анализа. 3. Итоговый этап обучения. Цель: совершенствование навыка чтения (слова разной сложности и предложения). 4. Продвинутый уровень обучения. Цель обучение чтению текстов с пониманием прочитанного и элементарным анализом (работа с ключевыми словами, “поломанный” текст и т.д.) - не более 5 чел. на занятии; - время занятия (25-30 мин); - периодичность занятий - 2 раза в неделю при наличии домашних заданий - задания для воспитателя в вечернее время Цель: коррекционное обучение чтению детей с ОНР системе логопедической работы. Ожидаемый результат - повышение уровня чтения.
Результаты экспериментального обучения a b a b a b
Результаты тестов экспериментального обучения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!