«Обучение чтению (глобальному и аналитическому) детей с нарушением слуха на занятиях по развитию речи по программе «Общение» Э.И.Леонгард»
Центр Э.И.Леонгард (г.Москва)
Этапы речевого развития детей (Л.П.Носкова) 1. От начала обучения до 4-х лет; 2. От 4 до 6 лет; 3. От 6 до 7 лет.
Глобальное чтение
Обучение глобальному чтению
Развитие речи (устной и письменной) В первые 3-4 месяца – только устная речь. Письменные таблички – с 1, 5 лет. Глобальное восприятие табличек – зрительно и с помощью слухового восприятия (слухо-зрительно). Опознавание табличек.
Обучение глобальному чтению Слова-приветствия: ПРИВЕТ, ПОКА. Слова-поручения: ИДИ, БЕГИ; НАДЕНЬ, СНИМИ, ПОКАЖИ; РИСУЙ, ЛЕПИ, ПОСТРОЙ; ПЛЯШИ, ХЛОПАЙ; ДАЙ, УБЕРИ, ВСТАНЬ, СЯДЬ, ПОМОГИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ, СЛУШАЙ. Таблички: ВЕРНО, НЕВЕРНО, МОЛОДЕЦ.
Обучение глобальному чтению Слово-поручение в письменном виде. Слово-поручение в устном виде, без таблички. Действие ребёнка Похвала педагога.
Показ таблички молча
Обучение глобальному чтению Соотнесение таблички-названия с часто употребляемыми и знакомыми словами: 4-5 названий любимых игрушек, 2-3 названия посуды, еды, мебели, одежды, частей тела… Нахождение нужной подписи ребёнком самостоятельно.
подбираются таблички к картинкам в условиях выбора: из 2-х, из 3-х и более.
Нахождение по табличке предметов, картинок, которые находятся не перед глазами ребёнка, а в помещении, на улице.
Обучение глобальному чтению С того времени, как на занятиях стали использоваться таблички, каждое новое слово предлагается ребёнку не только устно, но и письменно (на табличке). Табличка с новым словом и картинкой помещается в наборное полотно. С буквами детей не знакомят!
Обучение глобальному чтению Различение первых 10-15 табличек Обучение складыванию слов из разрезной азбуки. Перед детьми обязательно должен находиться предмет (или изображение на картинке, рисунок, лепка, аппликация, конструкция из кубиков и т.д.), название которого они будут складывать.
Аналитическое чтение (со 2 полугодия 2 года обучения)
Аналитическое чтение (со 2 полугодия 2 года обучения) Обязательное использование электроакустической аппаратуры. Обучение чтению начинается на индивидуальных занятиях. При подборе речевого материала тематический принцип не допускается!
аналитическое чтение
Обучение письму Детей учат «писать» – перерисовывать с табличек на свой лист короткие знакомые слова. Письмо на нелинованных листах бумаги фломастерами. Запись располагается по усмотрению ребёнка. Письмо наизусть. Чтение и соотнесение написанных слов с предметом (или картинкой и табличкой), рисование к самостоятельно написанным словам.
Обучение письму
Лото (выбор из 2)
Лото признаков (выбор из 4)
Развитие речи Обучение чтению.
Развитие речи Обучение письму.
Обучение письму Слухо-зрительный диктант (ребёнок пишет самостоятельно. Возможны ошибки).
Этапы речевого развития детей (Л.П.Носкова) 1. От начала обучения до 4-х лет; 2. От 4 до 6 лет; 3. От 6 до 7 лет.
Осознание прочитанного, анализ текста
Лото действий (выбор из 6)
Лото названий (выбор из 8)
Лото (выбор из 12)