Материал подготовлен: педагогом-психологом МБДОУ д/с № 49 О.В. Косовой 900igr.net
1. Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. 3. У детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов. 2. Достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность.
Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт). И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться.
Острый он не только для ребенка, но и для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Кризис может начаться с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года. У некоторых детей он протекает ярко выражено, у других напротив – тихо. Кризис начинается и завершается незаметно: аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими.
своеволие негативизм истерика упрямство обесценивание взрослого протест-бунт строптивость деспотизм
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил! Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест. Что делать? Например, вместо вопроса: «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку. Удивительно, но факт!
Возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут прекратиться после того, как это внимание иссякнет. Как предотвратить приступы истерики у детей? Научитесь предупреждать вспышки. Переключайте детей на действия. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Скажите ребенку правду относительно последствий.
Прежде всего не раздражаться, взять себя в руки. Не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша. Постарайтесь отвлечь малыша. Твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование. Постарайтесь не реагировать на советы посторонних. Не поддавайтесь на провокации. Научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. Выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.
ПОМНИТЕ Кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это серьезное испытание и для родителей тоже, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать свое поведение. А капризы, упрямство, истерики – это язык ребенка, его способ сообщить взрослым о своих потребностях. Кризис 3-х лет – это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка! Кризис нужно пережить!