Как учить ребёнка читать?
Интересно кто-нибудь из взрослых задумывался, а зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне понятно желание родителей научить свое чадо этому весьма важному делу. Но как?
После трёх лет уже поздно? «Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». А вот Глен Доман: «Учить 6-месячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем 6-летнего!» Ненамного отстает и Н.Зайцев: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».
Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Т.е. таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.
Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков. Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трёх уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.
Когда же можно начинать учиться читать? Современные психологи выделяют несколько физиологических признаков: ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков;
Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего; знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь». У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это нарушает фонематический слух и мешает правильно читать.
Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, дети могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д. Хотя четких возрастных норм здесь нет, практика показывает, что обычно эти признаки появляются к 5-ти годам.
Психологические моменты раннего обучения чтению Знаменитый психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка: Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность; Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка; Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.
Какие бывают методики обучения чтению? Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп: Азбуки; Буквари; Метод целых слов Глена Домана МИР Павла Тюленева; Кубики Зайцева
АЗБУКИ В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА? По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?
БУКВАРИ – традиционный способ обучения чтению Общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д. Это сочетание – изобретение далеко не наших дней. Раньше его называли складом, и дети специально заучивали наизусть: "Буки", "Аз", "Ба", "Веди"... Всего таких складов в русском языке насчитывается около 200.
«Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения. Этот принцип не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).
Разновидности букварей:
Ольга Соболева. «Новый букварь для дошкольников и первоклассников» (3-5 лет) «Новый букварь» - авторская разработка Ольги Соболевой, педагога, автора учебных пособий. Каждая буква здесь обыгрывается в сказках, песнях, загадках, заданиях. Ее можно потрогать и вообразить себе разную фактуру (дерево, мех, вода, сухие листья), ее даже можно съесть, завязать в узелок, представить с закрытыми глазами, смастерить из лоскутков или спичек. Постепенно буквы складываются в слоги и слова, причем слова выдуваются в воздух как мыльные пузыри, лепятся из пластилина… Шаг за шагом ребенок распутывает многочисленные загадки и как-то незаметно учится, как бы само собой. Есть также вставки-подсказки для родителей.
Андрей Усачев. Азбука профессора Ау (3-5 лет) Это сборник веселых стихов. На каждой странице Азбуки – стишки, посвященные буквам и смешные добрые картинки художника-иллюстратора Игоря Новикова. Кто такой профессор АУ – многие уже догадались, внимательно прочитав имя автора. Очень ему это имя подходит, учитывая многочисленные достижения в волшебной сфере детских наук.
Александр Шибаев. Язык родной, дружи со мной! (4-5 лет) Замечательные обучающие стихи легко ложатся на слух, запоминаются с первого раза. У поэта Александра Шибаева была нелегкая жизнь, он прошел войну, долго и тяжело болел. Его талант потрясает: так чувствовать поэзию, передавать через нее достоинства родного языка, воспевать слова, буквы, звуки может только человек, наделенный тем самым Божьим даром. Сочиняя стихи для детей, мало быть поэтом, нужно уметь донести свой талант до самой капризной аудитории в мире.
В книге содержатся не только стихи, но и скороговорки, путаницы, загадки и перевертыши, бесконечное множество игр со словами, звуками, знаками препинания. Всем на свете буква «Я» Доложить готова: - А вы знаете, кто я?.. Вы не знаете, кто я. Я не только буква «Я» - БУКВА, СЛОГ и СЛОВО!
Конечно, дошкольникам рановато разбираться в отличиях знака восклицательного от вопросительного, точки от запятой, тире от дефиса. И перестановка слогов им еще не по годам. Но стишки в книге такие легкие, что они могут понравиться своим звучанием, юмором - простотой, недоступной многим современным авторам. И неважно, научат ли они чему-либо в итоге: ведь до школы мы не учим детей, а – играем с ними.
И солнце играет (лучами на речке), И кошка играет (клубком на крылечке), И Женя играет (Есть кукла у Жени), И мама играет (В театре на сцене). И папа играет (На медной трубе), И дедушка (С внуком играет в избе)… А бабушка внуку пеленки стирает. Бабушка в стирку, наверно, играет?..
Метод целых слов (автор Глен Доман) В своем Институте Развития Ребенка в Филадельфии Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему: младенцам, начиная с 2-месячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены слова и предложения. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок при обучении чтению таким образом запоминал слово целиком.
Эта методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации. Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана, с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их ребенку. Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов. Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно. Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.
КУБИКИ Н.А.ЗАЙЦЕВА «+» этой методики обучения ребенка чтению заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. Тоже касается детей с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.
Однако, Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к пониманию того, как одна буква соединяется с другой, сразу предлагая готовый склад. Вследствие этого, дети часто "проглатывают окончания", не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе). Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ, не различаются по мягкости/твердости Ж и ЖЬ (нож и рожь), именно поэтому не существует маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ-ЖЕ-ЖИ-ЖЬ. Есть лишь «башня» ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж(ЖЬ).
МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева: Автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к 2-м годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения, Боже избавь, попали другие предметы. «Первым делом, – говорит Тюленев, – буквы. А остальные игрушки – потом».
«Это учеба и игра!» Нельзя забывать о том, что без игрового момента маленького ребенка нельзя научить чему бы то ни было. Есть множество вариантов, как преподнести малышу материал через игру: то белочка кубик принесет, то воспитатель паровоз из букв построит вместе с ребенком; то устроит магазин, где будут «продаваться» товары только на определенную букву. Если игровые моменты не использовать – ребенку быстро надоест и он найдет себе занятие поинтереснее.
Легко ли ребенку учиться читать? Самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. Т.е. ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.
Все эти методики учат складывать буквы в слова. Но уметь соединить буквы в слово – это еще не значит уметь читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг дистанция огромного размера. И вот только собственный труд, одна страница за другой и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. Этот путь ребенок может пройти только тогда, когда будет к нему готов.
Тест готовности ребенка к обучению чтению: 1.Любит ли Ваш малыш слушать сказки и рассказы? 2.Способен ли он их пересказать? 3.Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги? 4.Содержание сказки интересует Вашего ребенка больше, чем картинки в книге? 5.Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли научить его читать? 6.Имитирует ли чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)? 7.Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
8. Когда малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает? 9. Аккуратно ли хранит свои любимые книги? 10.У Вашего ребенка богатый словарный запас? 11.Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор? 12.Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось? 13.Если Ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их? 14.У Вашего малыша нет логопедических проблем? 15.Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки? 16.Обычно он говорит развернутыми предложениями? 17.Ваш малыш с удовольствием учится читать? 18.Он знает много стихов и песен?
Результаты теста: От 0 до 5 очков Если Вашему малышу меньше 5-ти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?
От 6 до 12 очков Можно говорить о средних способностях малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают Вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.
От 13 до 18 очков Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.