Как научить ребёнка грамотно читать?
Чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается.Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию в стране к лучшему.
Как же научить своего ребёнка грамотно читать?Навык чтения формируется и закрепляется к 10-12 годам. Однако, даже сформированный навык элементарной техники чтения не гарантирует формирование грамотного читателя.
Существует несколько уровней формирования навыка чтения.1 уровень – элементарное чтение (техника чтения);2 уровень – грамотное чтение вслух;3 уровень – грамотное чтение про себя;4 уровень – грамотный читатель.
Каждый уровень включает систему навыков, без сформированности которых ребёнок не может перейти на следующий уровень чтения.
Структура сформированности уровней чтения Уровень элементарного чтения:безошибочная дифференцировка буквенных знаков и их сочетаний;безошибочное чтение слов;понимание смысла слов;понимание связи слов в предложении и смысла предложений.
Уровень грамотного чтения вслух:понимание общего содержания текста;умение выделять главную мысль текста;понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста);умение находить заданную информацию в тексте;умение пересказывать основное содержание текста
Уровень грамотного чтения про себя:понимание общего содержания текста;умение выделять главную мысль текста;понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста);умение находить заданную информацию в тексте;умение пересказывать основное содержание текста.
Уровень грамотного читателя:понимание связи информации, интерпретация текста;рефлексия по поводу содержания текста;рефлексия по поводу формы текста;осмысление и критический анализ текста (собственные размышления).
Несформированность любого компонента на начальном этапе обучения не просто тормозит формирование навыка, но нарушает механизм его реализации.
Основные причины трудностей обучения чтению на начальном этапе.
Комплексные(смешанные причины)Экзогенные(внешние причины)экологические факторыСоциокультур-ные условия роста и развитияшкольные факторыЭндогенные (внутренниепричины):неблагоприятные факторы течения беременности и родов;неблагоприятные факторы раннего развития;нарушение состояния здоровья; нарушения в развитии мозга; нарушения в развитии познавательных функций (внимания, восприятия, памяти. мышления…)