Тема проекта: «Интегрированное обучение и воспитание детей в ДОУ с круглосуточным режимом пребывания в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды» МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 2 г. Екатеринбург Заведующий Игошева Светлана Васильевна Куратор проекта зам.зав. по ВМР Галицкая Ольга Викторовна 900igr.net
Актуальность исследования: В условиях процесса глобализации, нарастающем в современном мире во всех сферах, все ярче проявляются противоречия между технократическим (технологическим) и гуманистическим подходами к образованию и воспитанию человека, между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и «частичным», суммативным подходом к его обучению. Эти и другие противоречия обусловлены объективной потребностью современного российского общества в качественно новых образовательно-воспитательных системах, способных органично аккумулировать технократический и гуманистический подходы при приоритете последнего. Особое значение в решении проблемы гуманизации дошкольного образования приобретают задачи и функции дошкольного учреждения, основанные на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, так как именно в этот период формируются представления об окружающем мире, происходит интенсивное развитие личности ребенка. Интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.
Анализ теории и практики интегрированного обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях показывает наличие ряда противоречий между: необходимостью формирования у дошкольников целостных представлений об окружающем мире и наличием отдельных разрозненных представлений об его составных частях; огромным развивающим и воспитательными потенциальными возможностями интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста и ограниченным использованием его возможностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; широким применением интегрированного обучения и воспитания в практике дошкольных учреждений и интуитивным уровнем готовности педагогов к его реализации.
Анализ теории и практики интегрированного обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях показывает наличие ряда противоречий между: необходимостью формирования у дошкольников целостных представлений об окружающем мире и наличием отдельных разрозненных представлений об его составных частях; огромным развивающим и воспитательными потенциальными возможностями интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста и ограниченным использованием его возможностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; широким применением интегрированного обучения и воспитания в практике дошкольных учреждений и интуитивным уровнем готовности педагогов к его реализации.
В связи с этим, проблемой исследования является разработка практико-методических оснований для создания системы интегрированного обучения и воспитания детей в МБДОУ№ 2 в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды. Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Предмет исследования интегрированное обучение и воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях как целостная педагогическая система. Цель исследования – разработка и апробация целостной педагогической системы интегрированного обучения и воспитания детей в МБДОУ № 2
Гипотеза исследования: Модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ будет эффективна, если: включает в себя систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов педагогического процесса (личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного, рефлексивно-оценочного); реализует содержательные и формальные цели в их взаимосвязи; содержание модели отражает целостные представления о мире, структурировано с учетом различных способов интеграции, строится на основе интегрирующих факторов общего и предметного планов, обуславливающих целостность образовательного процесса и усиливающих его воспитательную и развивающую направленность; обеспечивает деятельностный характер усвоения содержания дошкольного образования, предполагает доминирование субъект-субъектных отношений педагога и ребенка; рефлексивный компонент включает анализ и оценку интегрированного результата, синтезирующего все виды учебно-познавательной деятельности дошкольников; эффективность внедрения модели интегрированного обучения и воспитания в ДОУ зависит от адекватной системы мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению в условиях инновационной деятельности, диагностики познавательных интересов и знаний детей, а также от обеспечения соответствующих педагогических условий реализации данной модели.
Задачи исследования: Разработать модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ как целостной педагогической системы. Обеспечить совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ. Разработать и обосновать содержание интегрированных занятий в условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ. Разработать, экспериментально обосновать и доказать эффективность системы мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности. Сформировать банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья. Укрепить материально-техническую базу МБДОУ при привлечении различных источников финансирования для обеспечения выбранных образовательных программ. Скорректировать систему управления МБДОУ в соответствии с целями его развития и вводимыми изменениями в образовательный процесс.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, метод экспертных оценок. Методологическую основу исследования составили: положения: о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира ( Л. Фон Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д.И. Менделеев, Г. Спенсер и др.); о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (В.Г. Левин, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), системный и структурно-функциональный подходы (Т.С. Комарова, Л.А. Мишарина, Э.В. Онищенко, Н.Н. Поддъяков); технологический подход (В.П. Беспалько, М.М. Левина, Ю.И. Лобанов, В.А. Сластенин, Н.Г. Ярошенко и др.); инновационный подход к развитию образовательных систем (В.М. Кларин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики и др.). Современный подход к организации дошкольного образования поставил проблемы, связанные с переходом от предметно ориентированного обучения к личностно ориентированному обучению, в центре которого находится личность человека, что дает основание с этих позиций рассмотреть интегрированное обучение и воспитание как целостную концепцию.
Основное содержание деятельности по проекту Интегрированное обучение и воспитание детей в МДОУ в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды, по своей сущности, является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Интегрированные циклы занятий могут конструироваться по-разному: цикл занятий может состоять из традиционных занятий, которые выстроены в определенной последовательности в соответствии с уровнем межпредметных связей, а также цикл может полностью состоять из интегрированных занятий или включать традиционные занятия в сочетании с интегрированными как обобщающими. Интегрированный (тематический) день предполагает такую организацию познавательной деятельности в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду, при которой какая-либо конкретная тема является сквозной и отражается не только в содержании занятий (при этом занятия по структуре могут быть и одновидовыми), но и в содержании подвижных, сюжетно-ролевых и других игр, наблюдений на прогулках и в других режимных моментах
В целом исследование основывается на реализации подпроектов Совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ. Обеспечение готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности Модернизация содержания интегрированных занятий в условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ. Создание банка образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.
Планируемый результат изменений: Разработана модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ как целостная педагогическая система. Обеспечено совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ. Обосновано содержание интегрированных занятий в условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ. Создана система мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности. Сформировать банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.
Совершенствование здоровьеформирующей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ . Задачи: Выявить особенности психолого-педагогического сопровождения современного образовательно-воспитательного процесса в ДОУ; Изучить и проанализировать современные инновационные программы и технологии, обеспечивающие реализацию образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»; Разработать модель здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении; Рассмотреть особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии.
Обеспечение готовности педагогов к интегрированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности Задачи: 1. Выявить и обобщить историко-педагогические истоки теории, методики и практики интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях как инновационной формы организации обучения. 2. Разработать концептуальные основы интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях как целостной педагогической системы. 3. Выявить специфику тенденций и принципов интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. 4. Разработать и экспериментально обосновать теоретическую модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. 5. На основе сравнительного анализа с традиционными занятиями разработать и обосновать классификацию интегрированных занятий как инновационной формы организации обучения. 6. Разработать, экспериментально обосновать и доказать эффективность системы мониторинга готовности педагогов к интегрированному обучению детей дошкольного возраста как к инновационной деятельности.
Модернизация содержания интегрированных занятий в условиях развития здоровьеформирующей среды ДОУ. Рабочие программы педагогов ДОУ приведены в соответствие с ФГТ; Пересмотрено карточное планирование интегрированных занятий.
Создание банка образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья. В МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 2 создан банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.
Научная новизна исследования: разрабатывается модель интегрированного обучения и воспитания детей в ДОУ в условиях совершенствования здоровьеформирующей среды как целостная педагогическая система.