ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 900igr.net
Теоретические основы интеллектуально-познавательной сферы
познавательные процессы СХЕМА ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Ощущение Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Возникновение ощущений Р А З Д Р А Ж И Т Е Л И Рецептор (орган ощущений, трансформирующий энергию определенного вида в нервный процесс) Возбуждение Центр в коре Головного Мозга (перерабатывает нервные импульсы в ощущения)
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ СХЕМА ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ПО ВЕДУЩЕМУ АНАЛИЗАТОРУ (МОДАЛЬНОСТИ) ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ РЕЦЕПТОРОВ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ РЕЦЕПТОРОВ С РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ ЗРИТЕЛЬНОЕ. СЛУХОВОЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЕ ВКУСОВОЕ МЫШЕЧНО-СУСТАВНОЕ ТЕМПЕРАТУРНОЕ БОЛЕВОЕ СТАТИКО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЕ ИНТЕРОЦЕПТИВНОЕ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЕ ДИСКАНТНОЕ КОНТАКТНОЕ
Восприятие Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды восприятий По ведущему анализатору: Зрительное. Слуховое. Осязательное. Обонятельное. Вкусовое. Кинестетическое. По форме существования материи: Восприятие пространства (формы, величины, глубины, удаленности, направления). 2. Восприятие времени (отмеривание, воспроизведение, оценка). 3. Восприятие движения (ускорения, быстроты, темпа, амплитуды, формы, продолжительности).
Возрастные особенности восприятия у дошкольников Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер, т.е свойства предмета (цвет, вкус, величина) на отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.
ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ – ЭТО ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В НАПРАВЛЕННОСТИ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ СОЗНАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ДРУГИХ. ВИДЫ ВНИМАНИЯ ПО МЕХАНИЗМУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ (ВОЗНИКАЕТ ПРИ ПОМОЩИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ). 2. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ВЫЗЫВАЕТСЯ НОВЫМ, СИЛЬНЫМ, НЕОБЫЧНЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ). 3. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ АКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ – СВЯЗАНА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ УСПЕШНОЙ НАСТРОЙКИ НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ. ОБЪЕМ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ ОДНОВРЕМЕННО ОТЧЕТЛИВО ВОСПРИНИМАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ОДНОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНЦЕНТРАЦИЯ – ВЫРАЖАЕТСЯ В СТЕПЕНИ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЕ. УСТОЙЧИВОСТЬ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТЕ. ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬЮ БЫСТРО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОГО ОБЪЕКТА К ДРУГОМУ.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВНИМАНИЯ – НА 2-3 НЕДЕЛЕ ЖИЗНИ В ВИДЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ. В НАЧАЛЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА ОТРАЖАЕТ ЕГО ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩИМ ПРЕДМЕТАМ И ВЫПОЛНЯЕМЫМ С НИМИ ДЕЙСТВИЯМ. РЕБЕНОК СОСРЕДОТОЧЕН ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ УГАСНЕТ ИНТЕРЕС. ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ПРЕДМЕТА ВЫЗЫВАЕТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ МОГУТ ИГРАТЬ В ОДНУ И ТУ ЖЕ ИГРУ – 25-30 МИНУТ. СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ – ДО 1-1,5 ЧАСОВ. ДЕТИ 4-6 ЛЕТ НАЧИНАЮТ ОВЛАДЕВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА. ПОДДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОМ УРОВНЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ, ЧАСТАЯ СМЕНА ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАНЯТИЯ ПРОДУКТИВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ – ЭТО СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙСЯ КАК ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНДИВИДОМ ЕГО ОПЫТА. ВИДЫ ПАМЯТИ , ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ 2. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ 3. ОПЕРАТИВНАЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ 2. ОБРАЗНАЯ 1)ЗРИТЕЛЬНАЯ 2) ОБОНЯТЕЛЬНАЯ 3)СЛУХОВАЯ 4) ВКУСОВАЯ 5) ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ 4. СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКАЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 1. НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ 2. ПРОИЗВОЛЬНАЯ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ УЗНАВАНИЕ – ПЕРВЫЙ ПРОЦЕСС ПАМЯТИ, ПОЯВЛЯЮЩИЙСЯ У РЕБЕНКА. ПОСЛЕ 8 МЕСЯЦЕВ ФОРМИРУЕТСЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ПАМЯТИ ОБРАЗА. К ДОШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ ПАМЯТЬ СТАНОВИТСЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ. ПАМЯТЬ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА НЕПРОИЗВОЛЬНА. РЕБЕНОК НЕ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛИ ЧТО-ТО ЗАПОМНИТЬ И НЕ ПРИЛАГАЕТ НИКАКИХ УСИЛИЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ. В ЕГО ПАМЯТИ ЗАПЕЧАТЛЕВАЮТСЯ ИНТЕРЕСНЫЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, КРАСОЧНЫЕ СОБЫТИЯ И ОБРАЗЫ, А ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ СТАНОВЯТСЯ ГОДАМИ ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ. В 4-5 ЛЕТ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОРВАТЬСЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ, ОДНАКО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ И ПРИПОМИНАНИЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ЭПИЗОДИЧЕСКИ И ЗАВИСИТ ОТ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЯВЛЯЮТСЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОРУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО. 6-7 ЛЕТ – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ. ДЕТИ ОСВАИВАЮТ СЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЮТ ИХ БЫСТРО, ТОЧНО. МНОГИЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ГИМНАСТИКОЙ, АКРОБАТИКОЙ, ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ, ТАНЦАМИ.
МЫШЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ – ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБОБЩЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ МЫСЛЬ, ФИКСИРУЮЩАЯ ПРИЗНАКИ ОТОБРАЖАЕМЫХ В НЕЙ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОТЛИЧАТЬ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ ОТ СМЕЖНЫХ С НИМИ СУЖДЕНИЕ МЫСЛЬ, ВЫРАЖАЕМАЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ИСТИННОЙ ИЛИ ЛОЖНОЙ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, В ХОДЕ КОТОРОГО ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СУЖДЕНИЙ ВЫВОДИТСЯ НОВОЕ, НАЗЫВАЕМОЕ ВЫВОДОМ, ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ИЛИ СЛЕДСТВИЕМ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ИЛИ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ В ПРОЦЕССЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИЗ – МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ СИНТЕЗ – МЫСЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ СРАВНЕНИЕ – УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВА ИЛИ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ АБСТРАГИРОВАНИЕ – ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТА И ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ ОБОБЩЕНИЕ – МЫСЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ИХ ПРИЗНАКУ
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ ПО ФОРМЕ: 1.ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ ДО 3-Х ЛЕТ) 2. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ (4-7 ЛЕТ) 3. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ ПО ТИПУ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ПРОДУКТИВНОЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) 2. РЕПРОДУКТИВНОЕ (ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЕ)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТИ ОБНАРУЖИВАЮТ К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ОНИ НАЧИНАЮТ ЗАМЕЧАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СВЯЗИ. ЭТИ ОТНОШЕНИЯ ВЫЯСНЯЮТСЯ ДЕТЬМИ ПУТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБ И ОШИБОК, Т.Е. ПРИ ПОМОЩИ ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ. РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОДНИ ВЕЩИ И ДЕЙСТВИЯ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДРУГИХ, СЛУЖИТЬ ИХ ЗАМЕНОЙ – ФОРМИРУЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К ЗАМЕЩЕНИЮ – УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РЕШЕНИИ УМСТВЕННЫХ ЗАДАЧ УСЛОВНЫЕ ЗАМЕНИТЕЛИ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ. ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ ОПЫТА МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА ВСЕ БОЛЬШЕ ОПИРАЕТСЯ НА ОБРАЗЫ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЗУЛЬТАТ ТОГО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИЯ. ОСНОВНЫМ ВИДОМ МЫШЛЕНИЯ, ПРИСУЩИМ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТАНОВИТСЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ДОШКОЛЬНИК МОЖЕТ «ПРОДЕЛЫВАТЬ» РЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В УМЕ. ПРИ ЭТОМ ОН ОПЕРИРУЕТ ТОЛЬКО ЕДИНИЧНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ, Т.К. К УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМ ОН НЕ ГОТОВ. В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ – ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПРЕДМЕТА ПУТЕМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ ПО СПОСОБАМ АКТИВНОСТИ: ПРОИЗВОЛЬНОЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (СНОВИДЕНИЯ, БРЕД, ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, ГИПНОТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ: ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ И ДР.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ТЕСНО СВЯЗАНО С ФОРМИРОВАНИЕМ ДРУГИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫШЛЕНИЯ. В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИМЕЕТ ВОССОЗДАЮЩИЙ ХАРАКТЕР И ВОЗНИКАЕТ НЕПРОИЗВОЛЬНО, В ВИДЕ ОБРАЗОВ ПОЛУЧЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ: ПРОСЛУШИВАНИЕ РАССКАЗОВ, СКАЗОК, СТИХОВ, ПРОСМОТРОВ ФИЛЬМОВ. В ВООБРАЖЕНИИ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОКАЗАЛО НА РЕБЕНКА СИЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, СТАЛО ДЛЯ НЕГО ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНЫМ. ВООБРАЖЕНИЕ НЕОТДЕЛИМО ОТ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ И ВЫПОЛНЕНИЯ С НИМИ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЯВЛЯЕТСЯ СЕНЗИТИВНЫМ – ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ – ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. В 5-6 ЛЕТ У ДЕТЕЙ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД ОТ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ. ЭТО СОЗДАЕТ ОСНОВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВОГО ОБРАЗА. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ, СОЗДАЮЩИХ ПРОСТОР ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ В РИСОВАНИИ, КОНСТРУИРОВАНИИ И Т.П.
Задачи интеллектуально-познавательного развития Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии. Подготовка к предстоящему обучению в школе – построение информационно-логических моделей деятельности, требующей применения умственных операций. Развитие воображения и творческих способностей.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ДЕТИ 4-5 ЛЕТ) РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ; РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК. ЗАДАЧИ: ОБУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ, ОБЪЕМА, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ, УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ; РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ; РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ, ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ; РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО, СЛУХОВОГО И МОТОРНОГО АНАЛИЗАТОРОВ; РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ; РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБОБЩЕНИЯ, ОТВЛЕЧЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ; РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К АНАЛИЗУ И САМОАНАЛИЗУ; РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ; СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «СКОРО В ШКОЛУ» ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ, ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ; РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ; РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ, САМОКОНТРОЛЯ, САМООРГАНИЗОВАННОСТИ, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ «ПРОФЕССОР УМА» ЦЕЛЬ: ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К УСПЕШКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ЦРР ЦЕЛЬ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ЦРР ЗАДАЧИ: РАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ; ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ; ОВЛАДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ПСИХОТЕХНИКАМИ, НАЦЕЛЕННЫМИ НА ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.