Тема: «Исследование эмоционального развития дошкольников» Автор: воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №43 «Буратино» Сергеева Елена Михайловна. Москва 2012год. 900igr.net
Актуальность темы: Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольников. Предмет исследования: особенности эмоционального развития дошкольников. Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Таким образом, анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что в психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребенка. Таким образом, развивать, корректировать эмоциональную сферу дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти специфичны.
Цель исследования: выявить особенности эмоционального развития дошкольников. Гипотеза исследования: система проведения специально организованных учебных занятий является эффективным способом коррекции эмоциональной сферы дошкольников. Задачи исследования: На основе изучения и анализа психологических источников уточнить понимание эмоций и особенности эмоционального развития дошкольников. Составить методику диагностики и выявить особенности эмоционального развития дошкольников. Разработать методику развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Провести экспериментальную работу по исследованию эмоционального развития дошкольников.
Методы исследования проблемы: Проективная методика «Дом, дерево, человек». Проективная методика «Несуществующее животное». Проективная методика «Кактус». Проективная методика «Рисунок семьи». Методика диагностики детско-родительских отношений А.Я.Варга – В.В.Столина. Методологические основы исследования проблемы. В моей работе был использован теоретический материал и практический опыт по коррекции эмоциональной сферы дошкольников, как в процессе учебных занятий так и вне (Изард К., Чистякова М.И., Урунтаева Г.А.).
С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования была организована опытно-экспериментальная работа. Исследование проходило в несколько этапов. Первый этап – поисковый. На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта работы в дошкольных учреждениях происходила: формулировка гипотезы исследования; определение инструментария исследования; отбор и изучение состава экспериментальной группы. Второй этап – основной. Данный этап исследования включал в себя: проведение диагностических срезов с целью изучения эмоционального статуса дошкольников; Третий этап – формирующий. Этот этап включает в себя - разработка методики развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста проведение соответствующей работы.
Методы диагностики эмоционального сферы дошкольников В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. С целью подтверждения практикой теоретических положений мной была организована опытно-экспериментальная работа с использованием проективных рисуночных методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Дом, дерево, человек». Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада МБДОУ № 43, состоящей из 28 человек, из них 18 мальчиков и 10 девочек. В исследовании приняло участие 10 человек. Возрастной состав группы: 6 лет.
Тест№1. Тест-исследование свойств личности по методике «Дом-дерево-человек» Дж. Бука Гистограмма №1 теста «Дом-дерево-человек»
Гистограмма №2 теста «Дом-дерево-человек»
Сравнительная таблица теста «Дом-дерево-человек» Испытуемые Степень качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Катя 3 3 2 3 1 1 3 1 3 Игорь 3 2 3 1 3 2 3 1 1 Никита 1 3 3 1 3 3 3 1 3 Максим И. 3 1 3 1 3 1 3 1 3 Анжелика 1 2 3 2 3 1 1 1 3 Жанна 1 1 1 1 2 1 1 1 2 Арина 3 3 3 1 2 1 3 1 3 Андрей Ц. 3 1 1 1 1 1 1 1 1 Максим Д. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Ксюша 1 3 3 1 1 1 3 1 2
Тест №2. Тест-исследование эмоционального состояния ребенка по графической методике «Кактус» Гистограмма №1 теста «Кактус»
Гистограмма №2 теста «Кактус»
Сравнительная таблица теста «Кактус» Испытуемые Степень качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Катя 2 1 1 1 2 3 2 3 1 Игорь 3 3 3 1 3 3 3 1 1 Никита 3 3 3 1 3 1 3 1 1 Максим И. 1 1 1 2 1 3 1 1 3 Анжелика 1 3 1 3 3 3 1 1 3 Жанна 1 3 3 1 1 3 1 1 3 Арина 1 3 3 1 1 3 1 1 3 Андрей Ц. 1 3 3 1 3 3 1 3 3 Максим Д. 1 1 1 3 1 3 1 3 3 Ксюша 1 3 2 2 3 3 1 1 3
Тест №3. Тест-исследование личности ребенка по графической методике «Несуществующее животное» Гистограмма №1 теста «Несуществующее животное»
Гистограмма №2 теста «Несуществующее животное».
Сравнительная таблица теста «Несуществующее животное» Испытуемые Степень качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Катя 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Игорь 1 3 1 1 1 3 1 1 3 Никита 2 1 1 1 3 3 2 3 1 Максим И. 1 3 1 3 1 3 3 3 1 Анжелика 1 1 1 1 3 3 1 2 1 Жанна 2 3 3 1 1 2 2 2 2 Арина 1 3 3 1 1 3 1 1 2 Андрей Ц. 1 3 3 1 3 1 3 3 3 Максим Д. 1 1 1 3 1 3 1 1 3 Ксюша 2 3 2 2 3 1 3 3 1
Тест № 4. Тест-исследование внутрисемейных отношений по графической методике «Рисунок семьи» Гистограмма №1 теста «Рисунок семьи»
Гистограмма №2 теста «Рисунок семьи»
Сравнительная таблица теста «Рисунок семьи» Испытуемые Степень качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Катя 2 2 3 1 1 3 2 1 3 Игорь 1 1 1 3 1 3 1 3 1 Никита 3 3 3 1 3 1 3 3 3 Максим И. 1 1 2 3 1 1 1 2 2 Анжелика 1 1 1 3 1 3 1 1 1 Жанна 1 1 2 3 1 3 2 3 2 Арина 1 1 1 3 1 3 1 1 1 Андрей Ц. 1 2 2 2 1 1 2 2 2 Максим Д. 1 1 1 2 1 3 1 2 2 Ксюша 1 2 2 1 1 3 2 3 2
Результаты опроса родителей № п/п Родители ребенка I II III IV V 1 Мама Кати С. 14 7 6 4 2 2 Мама Игоря С. 11 5 6 6 2 3 Мама Никиты А. 28 6 6 4 6 4 Мама Сюзанны С. 10 8 7 4 2 5 Папа Анжелики Б. 15 7 7 6 2 6 Мама Жанны Ш. 10 8 7 4 2 7 Мама Арины П. 15 7 7 6 2 8 Мама Андрея Ц. 13 8 7 5 2 9 Папа Максима Д. 12 7 5 6 1 10 Мама Ксюши А. 14 8 7 4 2
Выводы Анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей в условиях семьи: аффективные связи и конфликтные тревожные отношения с близкими родственниками; эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации; эмоциональная разобщенность; чувство непреодолимого страха, небезопасности; депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации; недостаточная практика общения с ребенком; чувство отверженности; неадекватность в отношениях с авторитарными людьми. Анализируя выше сказанное, можно отметить, что проведение диагностических срезов позволило нам выявить уровень тревожности и оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций. Результаты диагностического анализа свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции.
Задания по развитию эмоций 1.Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. 2.Игра «Артисты немого кино» - проводится перед зеркалом. 3.«Мимический диктант» - специальный текст (например, «сценарий фильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом. 4.Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку. 5.Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем. 6.Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица, где вместо главного персонажа - «Я»; воспитатель при этом старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. 7.Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности. 8.Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в фотографию).
Программа психокорррекции Радость: Этюд «Кто как радуется» Этюд «Новые игрушки » Этюд «Танец радости» Страх : Игра «Пчелка в темноте» Игра «Живая шляпа» Психотехника «Волшебный клубочек» Гнев, злость : Этюд «Король боровик не в духе» Игра «Смешинки и злючки» Упражнение «Коврик злости» Игра «Волшебный мешочек» Техника «Разрывание бумаги» Грусть, печаль : «История про Обидок и Грустинок» Игра «Волшебный стул» Игра «Кладоискатель»
Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом: 1.Комфортная организация режимных моментов. 2.Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно-профилактической гимнастики; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); Игровых заданий и упражнений; досугов. 3.Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. 4.Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально-ритмические движения; занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия. 5.Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика. 6.Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка. 7.Посещение комнаты психологической разгрузки. 8.Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр. 9.Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений.
Конспекты занятий «Мир эмоций» Занятия по теме: «Удивительный мир эмоций и чувств» Занятие 1. Знакомство с эмоциональными переживаниями удивления, злости. Занятие 2. Знакомство с эмоцией радости. Занятие 3. Знакомство с эмоцией грусти. Варианты работы с дидактическими пособиями. Настенное панно «Мое настроение»
Выводы Проблема эмоционального развития дошкольников в учебно- воспитательном процессе относится к числу важных психолого-педагогических проблем; В практике работы дошкольного учреждения недостаточно методических рекомендаций по коррекции эмоциональной сферы; Эффективность коррекции эмоционального состояния возможна в условиях специально организованных занятия, которые могут быть включены в учебно-воспитательный процесс учебного учреждения. Вот некоторые рекомендации для психологов и воспитателей дошкольных учреждений: Постоянно изучать эмоциональное состояние детей в дошкольном учреждении и учитывать его в учебно-воспитательном процессе; Для коррекции эмоциональной сферы детей использовать предложенный блок специализированных учебных занятий; Изучать взаимоотношения родителей и детей в семье и оказывать индивидуально-консультативную помощь в коррекции эмоционального состояния детей.
Общий вывод Осуществляя свой формирующий эксперимент, мной разработан блок учебных занятий, позволяющих скорректировать эмоциональное состояние детей. Данный блок занятий был включен в учебно-воспитательный процесс детского учреждения МБДОУ № 43. Результаты проведенной работы доказали ее актуальность и способствовали улучшению эмоционального состояния детей. На основании выше изложенного можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены, а гипотеза получила подтверждение.