Коммуникативные музыкальные танцы- игры в социально –личностном развитии дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 68 «Сказка» Составила: Антонова Юлия Александровна МБДОУ ЦРР - детский сад № 68 «Сказка» п.Фряново, ул.Текстильщиков д. 9 900igr.net
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм позитивного общения с людьми.
В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому педагогам следует заботиться о развитии его социально- эмоциональном воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива.
« Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности» Б.Т. Лихачев
ЦЕЛЬ :сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников , воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным
Особая роль в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) Возрастает также внимание педагогов к проблеме развития творческих способностей ребенка в различных областях деятельности. В этих условиях мы расширяем поиск эффективных форм работы с детьми.
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т.д. Среди всего этого многообразия материала особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. «Я - дрозд!» «Любим друг друга» «Ты - дрозд!» «У тебя нос»
Если следовать формуле, что «учиться надо весело….», то лучшего материала для музыкально -ритмической деятельности с детьми просто не придумаешь. В игровой форме дети осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи. «Веселый поезд» «Ты дружочка погладь»
Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент весьма является существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия в танце-игре.
Реализация важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев - игр: -социально-эмоциональное воспитание ребенка, - развитие музыкальности, -формирование двигательных навыков, - умение ориентироваться в пространстве, - развитие важнейших личностных качеств.
В коммуникативных танцах-играх(помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу «Здравствуйте!» «До свидания!» Особенности коммуникативных танцев - игр
В целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе. «Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся»
Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше сыграет, спляшет) «Как живешь?»- «Вот так!» «Ушко правое вперед!» «Дружба крепкая» «Ногу правую вперед!»
Движения и фигуры в танцах и плясках очень просты , доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание. «Ай- да» «Помирились!»
Использование коммуникативных танцев-игр использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми и на праздниках, а на развлечениях и при непосредственной образовательной деятельности Танец «Лавота»
их с успехом можно использовать для совместных игр-танцев с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводится повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. «Танцуем с мамой »
этот материал может быть использован на праздниках, где собраны дети разных возрастов
ВЫВОД: ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях. Танец «Лавота»
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е! Проведенная работа убеждает в эффективности использования коммуникативных танцев-игр для развития творческой активности детей дошкольного возраста.