Детский сад № 131 "Ромашка" Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Виды занятий по развитию связной речи дошкольников
ВидыОписательный рассказРассказ по серии сюжетных картинокПересказРассказ по картинеРассказ из личного опытаРазучивание стихотворений
Составление описательного рассказа Приемы работы1. Вопросы взрослого по игрушке.2. Образец взрослого.3. План рассказа.4. Оценка. Дополнительные приемы: подсказдополнения детейнаводящие вопросы
Составление описательного рассказа (по игрушкам, предметам, предметным картинкам)Важно:1. Предварительная работа по сравнению предметов.2. Проводится при прохождении каждой лексической темы.3. Сравниваемые объекты перед глазами ребенка.4. Закрепление в ходе продуктивных видов деятельности.5. Учет индивидуальных особенностей речевого развития детей.6. Первые рассказы – знакомая наглядная ситуация. Постепенное усложнение заданий.
Рассказ по серии сюжетных картинокСамостоятельное рассматривание картинок с последующим рассказом взрослого.На последующих занятиях:1. Детализация сюжетных картинок серии.2. Установление причинно-следственных связей (вопросы по содержанию картинок) с выбором соответствующих серии картинок.3. Рассказывание с одновременным выкладыванием картинок по сюжету (взрослый, затем ребенок)4. Раскладывание картинок и составление рассказа детьми в соответствии с планом взрослого.5. Совместное составление рассказа детьми с учетом последовательности. Полный рассказ одним ребенком.6. Составление рассказа по своей серии самостоятельно.7. Составление рассказа по памяти. 8. Составление детьми вопросов.
ПересказИспользуется при наличии фразовой речи.1. Вступительная часть2. Первичное ознакомление с художественным текстом.3. Разбор и проговаривание незнакомых слов и понятий.4. Повторное чтение художественного текста взрослым.5. Пересказ детьми (с учётом индивидуальных особенностей ребёнка):От начала до конца;По частям;По ролям;С наглядностью;От лица героя;
Рассказ по картине1. Предварительная работа2. Установка на рассматривание картины.3. Беседа по картине.4. Составление рассказа по картине .Приёмы:1. Договаривание конца фразы.2. Дополнение рассказа одного ребёнка другим.3. Кто интереснее расскажет по картине.
Рассказ из личного опытаВступительная часть:беседа;иллюстративный материал;дидактическая игра.2. Планирование рассказа.3. Составление полного рассказа (рассказ по каждому из пунктов плана).
Разучивание стихотворений1. Выразительное чтение стихотворения педагогом наизусть.2. Нацеливание на заучивание.3. Вопросы по содержанию.4. Объяснение значения непонятных слов.5. Построчное проговаривание хором и индивидуально.6. Рассказывание стихотворения детьми.Приёмы: 1.Инсценировка при заучивании стихотворения 2.Выбор сюжетной картинки соответствующей тексту, предложенному взрослым.3. Выбор сюжетной картинки и рассказывание соответствующего текста самостоятельно.
Детализация сюжетных картинок серии.
Установление причинно-следственных связей с выбором соответствующих серии картинок.
Пересказ детьми с наглядностьюПиктограммаМнемотаблица
Материал на тему «Виды занятий по формированию связной речи дошкольников» подготовлен в рамках семинара-практикума для воспитателей подготовили учителя – логопеды ГДОУ №131Юрченко Ольга МихайловнаЕкатерина Владимировна Комлева