Урок как пространство воспитания школьников Воспитательный аспект образовательного процесса
«У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». В.А. Сухомлинский
«Что посеешь – то и пожнешь» Русская пословица
Где мое место в жизни? Кто я ? Для чего живу? В чем мое предназначение?
Концепция модернизации российского образования, определяет приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «Non scholae, sed vitae discimus» «мы учимся не для школы, а для жизни».
Воспитание Требования Госстандарта формирование и развитие личности с активной жизненной позицией, способной выстраивать стратегию собственной жизни
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от: целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Преподавание учебных дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов: Принципы гуманизации и гуманитаризации способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодежи в диалог разных культур. Принцип экологизации способствует развитию у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Принципы внешней и внутренней дифференциации: -выявление и развитие у школьника склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности; -предоставление обучающимся возможности выбора ряда учебных дисциплин или возможности работать на разном уровне глубины освоения каждого конкретного предмета.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от : -содержания учебных программ -целенаправленного отбора содержания учебного материала -использования новейших педагогических технологий -организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке -учета возрастных особенностей учащихся -осуществления преемственности между различными ступенями образования
Воспитательные задачи предметов естественно-научного образования воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты. формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
развивать у учащихся эстетическое отношение к объектам природной среды, расширять опыт практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время - в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.
Воспитание на уроке происходит благодаря комплексным воздействиям: стиля образовательного общения, - дидактической структуры урока, методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство.
ФОПД
С незапамятных времен В мире царствует закон. Ты сейчас его прочтешь: «Что посеешь – то пожнешь».
Гостюхина Светлана Николаевна учитель географии МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс Верхнекамского района Кировской области стаж работы 34 года высшая квалификационная категория