Проблемно-ориентированный анализ как основание проектирования в образовании
Функциональное определение Цель: для понимания действительности, улучшения подготовки и принятия управленческих решений
реальные реальные несоответствие результатов
Что значит грамотно поставить проблему? Найти, понять, над чем именно работать Выявить «подлинную проблему» Правильно ее сформулировать
Проблема – разрыв между результатами работы ОУ, требуемыми в будущем, и ее реальными результатами
Наиболее типичные неудачные формулировки проблем Назывные: Нехватка чего-либо Препятствие в работе Примеры: отсутствие кадров, отсутствие денег, устаревшее оборудование Что за этим стоит?
Что не является проблемой? Ограничения Затруднения Отсутствие Нехватка Дефекты Отдельные факты Противоречия, не относящиеся к результатам
Ранжирование, (упорядочение) проблем Определение первоочередных проблем. Прогнозирование и оценка препятствий решению. Объяснение причин существования проблем.
Прослеживание причин проблем
Целеполагание Цель: требуемого Образ желаемого результата возможного Управление Условия Процессы Результат
Выводы из определения Нет образа результата – нет цели! (но цель не то же самое, что результат!) Нет желаемости – нет цели! Нет возможности – нет цели! Нет мотивации – нет цели!
Характеристики цели Результат Сроки достижения (время) Ресурсы Мотивация Операционально задана
Почему это не является целью? Идеал, мечта, видение Миссия, предназначение Функции, виды работ Направления деятельности Задачи, соцзаказ (как внешние требования = еще не цель) Задачи (как то, что надо делать, задания = часть содержания работы, не цель) Задача как очень конкретная цель – другое дело!!!
А как цели связаны с анализом? Они вытекают из анализа Анализируем прежде всего – результаты и их соответствие целям Не зная целей, не имеем критериев и точек отсчета для анализа и оценки Анализ для развития – от завтрашних целей