Технология развития критического мышления на уроках права
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ №6 г.Вольска
Технология критического мышления предполагает: Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся. Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками. Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций. Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний. Облегчение социализации учащихся.
Основные характеристики критического мышления
Технология критического мышления предполагает: Формирование нравственных качеств Нравственные качества
Формирование целей урока в технологии критического мышления.
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Задачи осмысления Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Кластеры (гроздья)
Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Инсерт (условные значки)
Этапы урока: Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
Стадия вызова Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме Активизация интеллектуальной деятельности
Стадия осмысления Поддержание интереса к учебной деятельности и интеллектуальной активности. Передача знаний, умений, навыков. Достигается необходимое восприятие учебного знания. Происходит осознание своей деятельности. Осмысленное понимание и усвоение нового материала.
Стадия рефлексии Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения. Максимально полная осознанность изученной информации. Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше Закрепление нового материла, отработка умений, формирование навыков и компетенций.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить