Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления.
Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, помогающее произвести проверку предложенных решений, определить собственные приоритеты и принять ответственность за сделанный выбор.
Основоположники: Чарльз Темплу, Курт Мередит, Джинни Стил, Скотт Уолтер, Джим и Кэрол Бирс, Донна и Бад Огл, американские педагоги. Венди Сол – редактор международного журнала «Перемена». Последователи в России: Е.С.Заир-Бек, О.Варшавер, Е.Иваньшина, И.Муштавинская, Е.Трифонова, Т.Галактионова (г.Санкт-Петербург)
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока : вызов осмысление рефлексия
Задачи первой фазы урока (вызов) - вызвать уже имеющиеся знания -создать ассоциации по изучаемому вопросу - активизировать -заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу
Методические приемы:
Деятельность учащихся - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения) - систематизирует информацию до её изучения - задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Приём «Верные – неверные утверждения» Тема «Местоимение». (3 класс) Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.________ В предложении местоимения бывают только подлежащим._____________ В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим_______ Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.______________ Местоимения изменяются по падежам и числам._____________ В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом._____________
Задачи на фазе осмысления (реализации замысла) - поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова - увязать новое с уже известным - создать новое понимание
Методические приемы - «Пометки на полях» с использованием значков:"v" "+","-", и "?» - Ведение различных записей: двойные дневники, бортовые журналы - Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Деятельность учащихся - Вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы -Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации
Имя существительное (4 класс) Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? … Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. … Имена существительные изменяются по числам и падежам. … В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, твори- тельный, предложный. … Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением. … Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. … Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. … Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. … Имена существительные в винительном падеже бывают в предложении второстепенным членом. …
Задачи третьей фазы, рефлексии (размышления) - Закрепление новых знаний - Перестройка своих представлений - Выражение новых идей и информации своими словами - Обмен идеями
Методические приемы - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Ответы на поставленные вопросы - Написание творческих работ (пятистишия – синквейны) и т.д.
Деятельность учащихся - Соотносят "старую" информацию с "новой" - Стараются выражать мысли своими словами - Свободно обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями) - Анализируют собственные мыслительные операции.
Прием «Написание синквейна» (2 класс) Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе.
Прогнозируемые результаты Люди, критически мыслящие Активно воспринимают информацию и работают с ней Умеют ставить цели, строить прогнозы Умеют решать проблемы Могут применять свои знания и навыки в жизни Контролируют себя, свою импульсивность Умеют слушать собеседника Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов Размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их
Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми: Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.