Определение и таксономия педагогических целей
Задачи: Что такое цель? Какие цели ? Способы задания целей Оценка качества цели
Результаты обучения Мышление Внимание Воображение Память Знание - представление освоенные факты Знание – понимание усвоенные факты, алгоритмы Умения присвоенные способы деятельности Чувства, эмоции, желания…
Конкретизация целей Общие цели формирования личности
Что такое цель? Типы целей: 1. Конкретные и абстрактные (по уровню операционализации 2. Стратегические и тактические (по уровню планирования) 3. Индивидуальные и групповые (по количеству субъектов) 4. Постоянные и специфические 5. Дидактические, развивающие, воспитательные (по функции)
Иерархия целей: цели обучения в школе (Ш) цели предмета (П) цели темы (Т) цели урока (У)
Типы целей: А – абстрактные К - конкретные
Специфика педагогических целейПедагогические цели прогнозируют изменения в личностных структурах обучающихся: знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах Поставить пед. цель – значит определить изменения, которые должны произойти в свойствах, структуре мыслительной деятельности ребенка к концу урока
Выберите формулировки, соответствующие признакам педагогических целей
Содержание цели Ответ на вопросы: Что необходимо запомнить к концу урока (понятия, законы, принципы, теории, идеи, формулы, образы, факты, правила, приемы, алгоритмы, формулировки…) Что нужно понять в ходе работы на уроке (связи, зависимость, сущность….) Чему предстоит научиться (методы исследования, способы работы с информацией, применение на каком уровне (типовая, измененная, не стандартная ситуация) Какие отношения к различным явлениям должен испытать (чувства, эмоции, ощущения, над чем задуматься, прийти к выводу, проявить интерес…)
Требования к качеству формулирования цели урока Цель урока должна: 1. Отражать специфику предмета 2. Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах уч-ся), которые ожидаются к концу урока (открытие новых знаний, себя, усвоение умений, развитие каких- то свойств, выявление ценностей и т.п.) 3. Соответствовать реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, 45 минут, обеспечение и т.п.) 4. Быть конкретной, а не абстрактной (конкретизирует цель предмета, темы, школы и т.д.) 5. Быть диагностичной – проверяемой (уровни)
Конкретность означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос «что сделать?». В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Цель необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключить возможность интерпретации по-своему. Диагностичность предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить описание качественных характеристик
1-й класс. Чтение. В. Бианки. «Заяц на дереве». 1. Воспитывать: чувство любви к Родине, чувство прекрасного, бережное отношение к природе. 2. Создать конкретное представление о ледоходе и разливе рек. 3. Развивать устную речь учащихся. Ввести в словарь учащихся новые слова : ледоход, половодье. 4. Учить выразительно читать картины Не соответствует возможностям 1-го урока. (вызвать чувство сопереживания к персонажам)
6- 6- й класс. Математика. Сложение двух чисел с разными знаками. 1. Обеспечить усвоение правила сложения двух чисел с разными знаками. 2. Сформировать умение применять это правило в типовой ситуации. 7 класс. Закон Ома 1. Сформировать понятие об электрическом сопротивлении как о физической величине. 2. Добиться усвоения всеми сути закона Ома. Доказать его справедливость экспериментально.
Педагогические цели и учебные задачиПедагогические цели - это то, что предстоит получить, изменить в свойствах обучающихся к концу урока. Педагогические задачи – это способ достижения цели, конкретизация цели. Задачи ученические – это результаты, определяемые учениками на основании предъявленной темы (имени) урока. (Что? Какие? Как работает? Зачем?...) Осознание задач урока учениками: - учит по теме или имени урока формулировать задачи; - выясняет, как ученики представляют результаты урока и совместно с ними определяет способы их достижения; - удостоверяется в понимании задач всеми;
Приёмы организация целеполагания обучающихся
Взаимосвязь темы и целей урокаТема урока – содержание Пед. цель – результат + характер деятельности ПРИМЕР 1: Русский язык. 2 класс Тема: Проверка написания безударных гласных в словах Цели: 1. Закрепить умение находить безударные гласные в слове, распознавать в словах проверяемые и не проверяемые безударные гласные 2. Активизировать познавательную деятельную деятельность через коллективные способы обучения 3. Воспитывать творческий интерес к знаниям на уроках русского языка ПРИМЕР2: Урок анатомии в 9 классе. Тема: Пищеварение Цель: Изучить подробно строение органов пищеварения, уяснить функции системы.
Критерии достижения целей занятия Что узнали (запомнили) Вопросы на запоминание (воспроизведение) Что поняли (усвоили) Задания (приведите примеры, подтвердите, объясните…) Чему научились Задания на сравнение, доказательство Какие изменения Исследование, экспресс произошли во взглядах, опрос, мини сочинение, представлениях … анкеты, синквейн …
Обобщение Что такое цель? Какова специфика педагогической цели? Какие цели относим к постоянным? Какие – к специфическим целям урока? Какими словами могут начинаться специфические цели урока? 5 требований к формулировке цели
Как определять цели урока 1.Цели – это ожидаемые результаты деятельности за определённый промежуток времени 2. Специфика педагогических целей заключается в том, что они лежат в сфере деятельности обучающихся и прогнозируют изменения в их личностных структурах. 4. Постоянными являются цели формирования нравственных качеств, интеллектуального развития, развития познавательных интересов учащихся, формирования универсальных учебных действий
7. Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, 8. Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, 9. Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, убедить, доказать,
5. Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: а) усвоение каких элементов знаний (фактов, сведений, понятий,закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке; б) формирование каких умений необходимо организовать в течение урока; в) какое эмоциональное воздействие, отношение (удивление, восхищение, возмущение, восторг, любопытство, сопереживание и т.п.), предполагается вызвать или развитие каких интеллектуальных, аффективных и когнитивных компетентностей предполагается
5. Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: а) усвоение каких элементов знаний (фактов, сведений, понятий,закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке; б) формирование каких умений необходимо организовать в течение урока; в) какое эмоциональное воздействие, отношение (удивление, восхищение, возмущение, восторг, любопытство, сопереживание и т.п.), предполагается вызвать развитие каких интеллектуальных, аффективных и когнитивных компетентностей предполагается Формирование понимания (сущности, взаимосвязей …)
7. Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, 8. Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, 9. Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, убедить, доказать,
10. Показателями качества формулировки цели являются: отражение специфики предмета, нацеленность на результат, конкретность, диагностичность, реалистичность,