Виды дисграфии у младших школьников Выполнила студентка 442 группы Пирогова Елена
Дисграфия у учащихся массовой школы Проявления разных видов дисграфии и её причинная обусловленность у учащихся младших классов изучается в процессе индивидуального обследования детей
Классификация дисграфии Р.И.Лалаевой Дисграфия на почве нарушения фонемного распознания, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи; Артикуляторно-акустическая дисграфия, при которой имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят своё отражение на письме Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при которой ребенок затрудняется в определении количества последовательности звуков в слове. А также места каждого звука по отношению к другим звукам в слове Оптическая дисграфия, связанная с недоразвитием оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; Аграмматическая дисграфия, обусловленная несформированностью у ребенка систем словоизменения и словообразования.
Вопрос распространённости дисграфии и ее отдельных видов изучался на материале единых диктовок, написанных учащимися 2-х и 3-х классов. Эти классы были выбраны по следующим причинам: Во вторых классах к концу учебного года уже не должно было остаться учащихся, не овладевших фонетическим принципом письма; Третьи классы представляют интерес в связи с тем, что по их окончании учащиеся переходят в среднюю школу, где им более не оказывается логопедическая помощь
Распространённость дисграфии в начальной школе Дисграфия имеется у 53 % учащихся вторых классов, причём в большинстве случаев (40,3 %) она проявляется как смешанная, то есть особенно тяжёлая
Отдельные виды дисграфии представлены следующим образом: Аккустическая и артикулляторно-аккустическая – 10,7 % На почве несформированности языкового анализа и синтеза – 42,1 % Аграмматическая – 5,6 % Оптическая – 1,3 %
Статистика: К концу второго года обучения 53 % детей страдают дисграфией, хотя овладение фонетическим принципом письма уже должно быть завершено Предпосылки акустической и артикуляторно-акустической дисграфии составляют в общей сложности 27,2 % На самом деле дисграфия этих двух видов проявляется только у 10,7% школьников
Причины: Внимание логопедов было обращено на устранение всех звуковых замен устной речи Школьные логопеды выделили тех детей, у которых звуковые замены остались неустраненными, и работали над этим с самого начала обучения
Расходятся предпосылки (25 %) и фактическое проявление (42,1 %) дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока Причина: к школьному возрасту дети должны овладеть навыками полного фонематического анализа слов, а не простейшими формами анализа слов.
Наиболее резкое расхождение в цифрах при оптической дисграфии (45,8 % предпосылок, 1,3 % фактического проявления) Причина: неполная завершонность у многих дошкольников процесса литерализации
Замены гласных и согласных при акустической и артикулляторно-акустической дисграфии Замены согласных в сильной фонетической позиции Замены ударных гласных Искажение звуко-слоговой структуры слов при дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока