«Развитие креативности,как средство самореализации личности.» Методическая тема.
Оконечникова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов.
1989 год с отличием закончила Темиртауское педагогическое училище. 1996год закончила Карагандинский педагогический институт. Стаж работы 22 года по специальности учитель начальных классов.
Творчество “– это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)
В чем актуальность этой темы? А в том, что очень часто мы на работе, в быту , на учебе сталкиваемся с неординарными ситуациями и часто вынуждены принимать решения в условиях недостатка информации. Этому мы должны научить наших детей - принимать решения. В чем же составляющие креативности: 1.Креативность – это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, пение, актерское мастерство), но и любая жизненная ситуация, в которой присутствует новизна и неопределенность. 2.Креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности. 3.Креативность неспецефична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. 4. Креативность свойственна всем людям и не является уникальным психологическим качеством, как говорится «печатью гения». Просто степень выражения ее отличается у людей друг от друга. 5. Креативность управляема и развиваема. Ее можно активизировать и управлять.
Чтобы развить креативность необходимо: 1.набор интеллектуальных предпосылок (знания, умения, навыки) Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией. (Солсо) 2.личностные качества (спонтанность принятия решений) 3. «метатворчество» -желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя.
Каковы же личностные качества, которые необходимы для того, чтобы человек стал креативной личностью? 1.Осознанность-восприятие самого себя как человека творческого. 2.оригинальность-готовность оспаривать предположения и действовать по принципу «А что если?!» 3.Независимость-уверенность в себе, умение противостоять внешним требованиям. 4.склонность к риску-готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, оптимистичность. 5.Энергичность-легкость на подъем. 6.Артистичность-выразительность, эстетические интересы. 7.заинтересованность-широта интересов, любознательность, склонность к задаванию вопросов. 8.Чувство юмора- игривость. 9.тяга к сложности - интерес к непонятному и таинственному, умение совмещать несовместимое. 10.Непредубежденность-восприимчивость новых идей, либеральность. 11. потребность в одиночестве-люди с креативным мышлением умеют быть одни (самосозерцательность, саморефлексия) 12.Интуитивность-проницательность, наблюдательность.
Развитие креативности способствует решению следующих задач: Научить детей мыслить в разных направлениях; Научить находить решения в нестандартных ситуациях; Развить оригинальность мыслительной деятельности; Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон; Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
При проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы: Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений; Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами; Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом; Помощь детям в выражении их идей; Уважительное отношение к идеям участников обсуждения; Создание безопасной психологической атмосферы; Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам; Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем; Возможность самостоятельного поиска решений.
В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения: Умение анализировать проблемные ситуации; Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций; Умение разрешать противоречия; Умение создавать творческие задания.
Умение работать с методом ассоциации позволяет побуждать мотивации к креативности.На этапе переработки текста посредством поискового чтения ,дети осознанно получают информацию.
Удачи и неудачи. Проба «ораторства».
Учащиеся учились самовыражаться, чувствовать свое мнение веским.
“Упражнения,направленные на развитие анализа,синтеза,аналогии,классификации, поиск закономерностей. Это такие упражнения, как “Цепочка”, “Энциклопедия”, “Математические сказки”, “Символика”, “Животные на плоскости”…
В заключении подчеркну, что необходимым условием развития креативных способностей учащихся является упражнение в их решении. Но, подбирая задания, надо учитывать, что: Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться; Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их; Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему; Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке; Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.
Формированию и развитию мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка различных вопросов относительно данного объекта Задачи на предположение; Задачи на движение по суше; Задачи на движение по воде; Задачи на части; Геометрические задачи на разрезание; Задачи на проценты; Задачи, решаемые “с конца”.
Классификация – общепознавательный прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества
Создание образа,как модели творческого процесса.
игровые ситуации по созданию сказок Сказка – калька, когда из старой сказки получается новая. Берётся известная сказка и сводится к новой схеме, к основным сюжетным линиям. Сюжет делается абстрактным .далее идёт интерпретация этой абстрактной схемы на новую Салат из сказок. Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет сними происходить. Сказка наизнанку. Это один из видов выворачивания наизнанку сказочной темы. Например, Золушка, дрянная девчонка отбила у дочерей добродушной мачехи жениха. Красная шапочка на вертолёте. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.
Диалоги в игровой форме. ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним. Диалог сказочника со случайными попутчиками, которые оказались в карете (разговор о творчестве, о том кто герои и т.д.) Разговор писателя со своими героями и т.д.
Пересказы Пересказ по иллюстрации Пересказ от имени героя От лица рассказчика Продолжение сюжета
Разные виды чтения: Чтение по ролям Чтение пересказ Чтение того что вымышлено, а что правдиво Прочитать с помощью жестов, когда один читает , а другой изображает Нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.
«Новогодние приключения»
«Новогодние приключения»
«Деревенские посиделки»
Театральное творчество «Деревенские посиделки»
«Деревенские посиделки»
«Деревенские посиделки»
«Деревенские посиделки»
Деревенские посиделки»
Деревенские посиделки»
«Грибная сказка»
«Грибная сказка»
«Грибная сказка» выход на большую сцену.
Творческие способности учащихся. Уровень творческой активности учащихся показывает ,что кол-во уч-ся на уровне высокой активности увел на 3 чел. Кол-во уч-ся на среднем уровне активности увел на 2 чел.снизилось кол-во учащ-ся на низком уровне активности на 5 чел.
Скажи мне-и я забуду. Покажи мне –и я запомню. Вовлеки меня –и я научусь.