ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ(Е.С.Полат)1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.2. Стендовая информация о проектной работе.3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций)4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов. 5. Формирование проектных групп.6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над ними.7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.8. Поисковый этап. /продолжение/
Циклограмма работы над проектом (продолжение):9. Промежуточные отчеты учащихся.10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.11. Обобщающий этап: оформление результатов.12. Предзащита проектов.13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.14. /Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов/.15. Подготовка к публичной защите проектов.16. /Генеральная репетиция публичной защиты проектов/.17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.18. Заключительный этап: публичная защита проектов.19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работы.
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- Web-сайт- анализ данных социологического опроса- атлас- атрибуты несуществующего государства- бизнес-план- видеофильм- выставка- газета- действующая фирма- журнал- законопроект- игра- карта- коллекция- костюм- макет
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- модель- музыкальное произведение- оформление кабинета- пакет рекомендаций- письмо в...- праздник- прогноз- публикация- путеводитель- серия иллюстраций- система школьного самоуправления- сказка- справочник- сравнительно-сопоставительный анализ- статья- сценарий- учебное пособие- чертеж- экскурсия
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ (ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА)1. Паспорт проекта.2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов.3. Промежуточные отчеты группы.4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета.5. Результаты исследований и анализа.6. Записи всех идей, гипотез и решений.7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления.9. Эскизы, чертежи, наброски продукта.10. Материалы и презентации (сценарий).11. Другие рабочие материалы и черновики группы./В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри/.
Педагогическая цель презентации - развитие презентативных навыков и умений таких как: • демонстрировать понимание проблемы проекта; • анализировать ход поиска решения; • демонстрировать найденное решение; • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВВоплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).Деловая игра.Демонстрация видеофильма.Диалог исторических или литературных персонажей.Защита на Ученом Совете.Игра с залом.Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВИнсцентировка реального или вымышленного исторического события.Научная конференция.Научный доклад.Отчет исследовательской экспедиции.Пресс-конференция.Путешествие.Реклама.Ролевая игра.Соревнования.Спектакль.Спортивная игра.Телепередача.Экскурсия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ1. Самостоятельность работы над проектом.2. Актуальность и значимость темы.3. Полнота раскрытия темы (глубина исследования проблемы).4. Оригинальность решения поблемы (предложенных решений).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ1. Артистизм и выразительность выступления.2. Как раскрыто содержание проекта в презентации.3. использование средств наглядности, технческих средств.4. Ответы на вопросы.
Преимущества индивидуальных (пресональных) проектов:- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,- у учащегося формируется чувство ответственности,- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,- формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.Преимущества групповых проектов:- в проектной группе формируются навыки сотрудничества,- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,- на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; - элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно.
Распределение учащихся по проектным группамРешение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы,на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта,на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели",на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы,На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.
Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение целиСпециалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областяхКонсультант, помогающий организовать работуРуководитель, помогающий планировать работу по времени"Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работыКоординатор группового процессаЭксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?Проект - это метод обучения *Может применяться на уроке и во внеурочное время*Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален*Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен*Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим*Проектирование - это содержание обучения *Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов*Проект - это форма организации учебного процесса *Может стать альтернативой классно-урочному обучению*Проект - это особая философия образования: Философия цели и деятельностиФилософия результатов и достижений
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМПланирование.1. Учитель: формулировка цели проекта.2. Учитель: выбор возрастной категории учащихся.3. Учитель: формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.4. Учитель: формулировка дидактических целей проекта.5. Учитель: формулировка методических задач (по предмету).1-й урок.6. Ученики: формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).Ученики: выдвижение гипотез решения проблем.2-й урок.Определение творческого названия проекта. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
3 урок.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.4,5,6 уроки.Самостоятельная работа групп. Роль учителя: консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.7 урок.Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.8 урок.Защита полученных результатов и выводов.Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.