Формирование математической грамотности на уроках математики в среднем звене
Постановление Правительства Республики Казахстан Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. Задачи Национального плана: 1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников. 2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников. 3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. 4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса. 5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников. 6. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
* Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Поэтому все более необходимой становится идея интеграции среднего математического образования, направленная на формирование целостности знаний учащихся, их естественно-научное миропонимание.
Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у казахстанских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы. Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений.
Проблемы школьного обучения: школьники овладевают обрывочными сведениями о мире; учащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам; узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека; учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.
При формировании математической грамотности , основной педагогической задачей , я считаю * Как учить? обновление средств обучения Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования
Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний. Создание нового знания Применение знания Владение знанием Знание Незнание
Особенности математики как учебного предмета Значение математики в том, что она позволяет по единому образцу описать большое количество разнообразных по своей природе процессов, используя систему универсальных методов анализа; таким образом, появляется возможность сделать широкие обобщения и создать модели различных изучаемых процессов и приложений в различных областях знаний. строгая логическая основа опора на абстрактное мышление специфика математического терминологического аппарата
Типы обучения Типы обучения Традиционное обучение Развивающее обучение Личностно- ориентированное обучение Интегративное (синтезирующее) обучение
Интегрированный урок Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов: Математика – физика. Математика-химия. Математика - русский язык, литература. Математика - труд. Математика-история.
Случаи использования интегрированного урока: создание проблемной, развивающей методики обучения предмету демонстрация проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета противоречия в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках изучение законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности изучение метапонятий (движение, время, развитие, величина и др.), лимит времени на изучение темы дублирование одного и того же материала в учебных программах и учебниках желание воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины
На уроке мы должны осуществлять связь математики с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира. На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания. Новые функции педагога определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.
ВЫВОДЫ Проблема формирования математической грамотности очень актуальна. Изучение современных теоретических положений и рассмотрение методических способов, форм, приемов реализации среднего математического образования говорит о его фрагментарности, обрывочности реализации. Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний.
Л.С.Выготский (1896 – 1934) «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролёром ее взаимодействия с воспитанником… … Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития» Л.В.Выготский
Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Я.А.Коменский
* Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Деятельностный подход отражён в Требованиях к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Математика-физика Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 45 верст. Через сколько дней второй человек догонит первого? (Т.к первый вышел на день раньше и прошел 40 верст, то второму надо нагнать эти 40 верст. За 40:(45-40)=8 дней.) Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. (32км/ч)
Математика-физика ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — геометрическая точка, неизменно связанная с твёрдым телом, через которую проходит равнодействующая сила всех сил тяжести, действующих на частицы тела при его любых положениях в пространстве. Для того, чтобы найти центр тяжести, надо подвесить фигуру несколько раз (2–З раза), прикрепляя нитку подвес сначала в одной, а затем в другой точке тела. Точка пересечения нитей-подвесов и будет являться искомым центром тяжести. центр тяжести шара, круга, квадрата и прямоугольника находятся в центрах этих фигур, так как они симметричны
Математика-биология Мама-слониха имеет массу 600 кг. Найдите массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.
Математика-экономика Рабочий купил компьютер за 11400 р. в кредит. При покупке он внёс 2/5 части от стоимости компьютера. Остальные деньги рабочий вносил в течение 10 месяцев. Сколько денег рабочий выплачивал ежемесячно?
Математика-история