«Новые стандарты в образовании – веление времени». Если раньше главной целью образования являлась передача суммы предметных знаний, и неважно было, воспользуется этими знаниями ребенок в дальнейшей жизни или нет, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.
Главное направление новых стандартов – усиление развивающей роли обучения, формирование умения учиться. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:- становление личности младшего школьника,- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Отличительная особенность нового стандарта – его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся. Очень точно было подмечено в древней китайской пословице: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
По результатам диагностических исследований американских ученых Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, и 90 % того, к чему пришел самостоятельно в своей практической деятельности.
Отличительная особенность уроков по новым стандартам — формирование учебной деятельности. Этапы учебной деятельности:ученик сам формулирует проблему (к этому его подводит учитель);сам находит ее решение (пошагово, в виде алгоритмов);сам оценивает свою работу.
Стандарты заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты. Например, если речь идет о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только дать ученику понятия элементарных социальных знаний, объяснить, что такое общественные нормы, одобряемые или не одобряемые правила поведения, но и сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что считается благом.
В таком предмете как литературное чтение главной задачей будет не скорость слов в минуту (хотя и это важно), а умение осознанно читать текст, искать в нем нужную информацию, анализировать прочитанное. Писать придется не только сочинения и диктанты, но и sms-сообщения, и электронные письма.