Типология современного урока
Презентацию выполнила учитель МБОУ СОШ № 60 им. Кунавинаг.Каменска-Уральского Свердловской обл.Шулпина С.Н.
Новая типология уроковГлавная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями: Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Главная методическая цель достигается следующими путями: Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Главная методическая цель достигается следующими путями: Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся
Типология современного урока Уроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля
Уроки «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания: 1. Выделить и сформулировать новое знание.2. Смоделировать способ открытия нового знания.3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.11. Провести анализ урока по конспекту.12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Структура урока «открытия нового знания» 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.3. Этап выявления места и причины затруднения4. Этап построения проекта выхода из затруднения5. Этап реализации построенного проекта.6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону8. Этап включения в систему знаний и повторение9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.Необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.Эталон должен грамотно описывать сущность выполняемых преобразований и быть сконструированным вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа. Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания». Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Структура урока рефлексии Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности2. Этап актуализации и пробного учебного действия3. Этап локализации индивидуальных затруднений4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений5. Этап реализации построенного проекта6. Этап обобщения затруднений во внешней речи7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону8. Этап включения в систему знаний и повторения9. Этап рефлексии на уроке
Уроки общеметодологической направленности Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Структура урока общеметодологической направленности: 1. Этап мотивации2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи4. Этап включения изученного в систему знаний5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Уроки развивающего контроля На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
I урок. Проведение контрольной работы Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности2. Этап актуализации и пробного учебного действия
II урок. Анализ контрольной работы 3. Этап локализации индивидуальных затруднений4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений5. Этап реализации построенного проекта6. Этап обобщения затруднения во внешней речи7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону8. Этап решения заданий творческого характера9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности