Публичный доклад как условие информированности общественности о деятельности образовательного учреждения Обоскалов А.Г., проректор по ОМР ГОУ ДПО ЧИППКРО ,к.п.н.
ОТКРЫТЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДОКЛАД: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ Для чего и кому нужен открытый школьный доклад? Его предназначение состоит: в привлечении в школу дополнительного социального ресурса - ресурса доверия и поддержки со стороны имеющихся и потенциальных партнеров, что позволяет в дальнейшем при влечь и дополнительные материальные ресурсы; в повышении качества образования за счет более полного учета требований потребителей;
Для чего и кому нужен открытый школьный доклад? • в достижении договоренности с общественностью относительно целей развития школы; • в распределении ответственности за судьбу ребенка между родителями и образовательным учреждением; • в повышении прозрачности правил и процедур, регламентирующих уклад жизни школы; • в выработке и корректировке плана работы учреждения на новый учебный год.
Для каких социальных групп предназначен такой доклад? Первую группу составляют родители, попечители, спонсоры, влиятельные граждане, СМИ и другие структуры и лица, в поддержке которых заинтересовано учреждение образования. Ко второй группе адресатов доклада можно отнести органы управления образованием и его учредителей, которые на его основе будут судить об эффективности и результативности работы учреждения. В третью группу входят представители профессорско-преподавательского состава вузов, институтов системы повышения квалификации, других научно-педагогических организаций, которых образовательное учреждение рассматривает как независимых экспертов.
2. Выгоды и риски, связанные с публикацией доклада • получение общественного признания; • привлечение внимания общественности и власти к деятельности школы, ее проблемам и успехам; • получение различного рода поддержки для школы от различных партнеров; • возможность за счет формирования общественного мнения защититься от непродуманных решений органов власти; • создание системы внешней оценки деятельности школы.
Риски: 1. Открытая публикация важной для общественности информации по тем позициям, которые могут быть признаны как нарушающие их требования к работе школы, может привести к санкциям со стороны органов управления образованием по отношению к образовательному учреждению. 2. После открытия некоторой информации, например, о проблемах в работе школы, возрастает угроза проявления негативного отношения к этому образовательному учреждению со стороны родителей и общественности. Таким образом, вместо поддержки можно получить осуждение и давление, направленное на устранение недостатков собственными силами. 3. Реальностью становится ослабление власти школьной администрации при усилении влияния общественности, которое может рассматриваться, с точки зрения развития образовательного учреждения, как не всегда позитивное. 4. Наконец, может появиться негативное отношение к докладу у самих работников школы, так как его подготовка и обсуждение потребуют проведения дополнительной работы по устранению указанных социальными партнерами недостатков.
Циклограмма работы школы над открытым докладом Март-апрель. Разработка структуры доклада. 1 . Принятие коллегиального решения о публикации доклада в текущем году. 2. Проведение опроса родителей, учащихся, педагогов и партнеров школы относительно информации, которую следует публиковать в открытом докладе (изучение информационного запроса). 3. Проектировочный семинар по разработке структуры доклада. 4. Утверждение структуры доклада.
Циклограмма работы школы над открытым докладом Май-август . Сбор информации для доклада. Подготовка и публикация текста доклада 1. Разработка методики сбора информации, предназначенной для доклада. 2 Сбор, обработка, интерпретация и оформление данных. 3. Подготовка текста доклада. 4. Публикация доклада: - на сайте школы (полный текст); - в сборнике, изданном школой (полный текст); - в средствах массовой информации (анонс или сокращенный вариант текста) .
Циклограмма работы школы над открытым докладом Сентябрь.Презентация доклада. 1 . Доведение до всех целевых групп информации о публикации доклада. 2. Презентация доклада через собрания и встречи, листовки, буклеты, сборник, электронные файлы. 3. Получение обратной связи от представителей общественности на опубликованную в докладе информацию (анкетирование, родительские собрания, встречи и т.п.).
Циклограмма работы школы над открытым докладом Сентябрь-октябрь. Корректировка плана работы школы на год Внесение изменений, корректив в подготовленный ранее план работы школы. Утверждение плана работы школы на год. Доведение до сведения общественности информации об изменениях и дополнениях в годовой план работы школы, внесенных на основе полученных предложений.
4. Какая информация нужна для подготовки доклада? Основанием для определения содержания и структуры школьного доклада являются: цель и функции доклада; контингент его читателей и его информационные запросы; отношение целевых групп читателей доклада к школе; инновационное поведение школы во внешней среде; источники, используемые для доклада, и качество содержащейся в них информации.
Информация о семье нужна для достижения целей: выявления информационных запросов родителей и построения доклада, интересного им; • оценки отношения родителей к месту учебы своих детей и желания улучшить положение дел в школе, поскольку эти сведения помогут выбрать правильный стиль подачи материалов доклада и способы его презентации; проведения группировки (сегментации) родителей в зависимости от их отношения к проблемам школы и воспитанию детей; проверки содержания и выводов доклада через его оценку со стороны родителей в целях повышения степени объективности его содержания; формирования ресурса доверия по отношению к школе со стороны родителей; выявления возможностей по формированию новых образовательных ресурсов для школы.
Информация о социально-демографическом портрете семьи: ее составе; • фамилиях, именах и отчествах отца и матери, их возрасте; • роде занятий родителей и других членов семьи (трудовой занятости родителей: сфере профессиональной деятельности и уровне квалификации); • материальной обеспеченности семьи; • оседлости семьи; • культурном потенциале семьи: наличии библиотеки, предметов культурного досуга; отношении к искусству, литературе; основных духовных потребностях членов семьи; круге интересов, хобби членов семьи; • образе жизни семьи.
Информация об организации и принципах семейного воспитания • о внутрисемейных отношениях: доминирующем стиле отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимате семьи, обычаях и традициях, лидерстве в семье, авторитете взрослых; • о воспитательной позиции, преобладающих методах и формах воспитания, уровне педагогической культуры и самообразования родителей.
Информация, характеризующая взаимоотношения родителей со школой Сведения: • о наличии желания и мотивах участия в работе органов государственно-общественного управления школой; • об участии членов семьи в жизни школы; • об отношении к месту обучения ребенка, проблемам школьной жизни; о характере взаимодействия с педагогами, с классным руководителем .
Какую информацию хотят найти в докладе родители и партнеры школы? Для них интересно узнать о: • возможности своего участия в органах государственно-общественного управления образовательным учреждением; • «прозрачности» работы школы с внебюджетными источниками; • степени влияния образовательного учреждения на социум; • статусе школы, наличии у нее бренда; • участии образовательного учреждения в грантах, национальных проектах; • гражданской позиции учителей; • стабильности школы; • отношении школы со СМИ.
Примерный перечень вопросов, который может интересовать читателей доклада 1. Как школа понимает свою миссию? 2. Каким школа видит своего выпускника? 3. Каковы учебный план и образовательная про грамма школы, как осуществляется в ней профильное обучение? 4. Куда поступают выпускники школы, какова связь школы с вузами? 5. Как учащиеся школы участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня, каковы их результаты? 6. Какими объединениями представлен блок дополнительного образования детей? 7. Какова система воспитательной работы школы? 8. Как обеспечивается защищенность и безопасность ребенка (охрана школы, психологический климат, охрана здоровья, защита прав, питание и пр.) 9.Какова материально-техническая обеспеченность школы и перспективы ее развития
Примерный перечень вопросов, который может интересовать читателей доклада 10.Какова укомплектованность школы кадрами? 11.Какова схема бюджетного и внебюджетного финансирования школы? 12.Каковы формы участия родителей, общественности и членов трудового коллектива в управлении школой? 13.Чем и как обеспечивается социально-правовая и экономическая защищенность учителя? 14.Как обеспечивается стимулирование и профессиональный рост учителя? 15.Какие формы взаимодействия с социальными партнерами используются в школе? 16.Каковы перспективы развития школы?
6. Источники, структура и содержание доклада Основой для написания доклада выступают: •стратегические документы школы (устав школы, образовательная программа, программа развития, стратегия развития школы и пр.); • данные внутришкольного мониторинга; • государственные статистические данные; • результаты общественных опросов; • данные анкетирования социальных партнеров и родителей учащихся; • сравнительные данные муниципальных, районных служб (управления образованием, здравоохранения, ОВД и др.); • информация из учреждений профессионального образования и работодателей и др.
6. Источники, структура и содержание доклада Во введении указываются цели и назначение доклада, кратко излагается информация о школе: статус школы, количество обучаемых в ней школьников, тенденции в изменении контингента, принципы его комплектования, режим работы школы, наличие сменности, организационная структура педагогической системы, реализуемые социальные связи и партнеры. В основной части доклада перечисляются итоги работы школы за текущий год, даются ответы на интересующие читателей вопросы и раскрываются основные стратегические задачи учреждения. В заключении формулируются основные выводы о работе школы в текущем году и определяются цели и задачи на будущее.
Содержание открытого доклада 1. Общая характеристика школы (статус, миссия, реализуемые педагогическим коллективом ценности, наличие лицензии, устава, документа об аккредитации, наличие попечительского совета, порядок набора учащихся в школу (в 1-й, 5-й, 10-й классы). Информация о том, на какой контингент ориентируется школа, чей социальный заказ выполняет (если школа негосударственная). Данные о численности учеников в образовательном учреждении, географии их проживания, социальном составе семей и др. 2. Образовательные результаты, включающие в себя результаты внешней оценки (итоги сдачи выпускниками ЕГЭ). Активность школы: участие в кон курсах, проектах, олимпиадах, наличие грантов, публикаций о школе в СМИ. 3.Характеристика учебного плана и образовательных программ, реализуемых в начальной, основной и полной школе. Данные об изучаемых в школе иностранных языках, использовании в учебном процессе информационных технологий, профильности в старшей школе, преподавании по авторским программам, преобладающих технологиях обучения. 4.Условия обучения в школе (режим работы школы, характеристика нагрузки на учащихся, обеспечение безопасности, решение проблемы сбережения здоровья школьников, организация и качество питания разных категорий школьников, работа групп про дленного дня и др.).
Содержание открытого доклада 5.Ресурсное обеспечение и материально-техническая база (состояние здания, наличие специализированных помещений, учебного оборудования, библиотек и др., порядок проведения ремонта). 6. Кадры (характеристика профессионально - квалификационного состава и половозрастной структуры кадров, принципы кадровой политики администрации школы в отношении приема на работу, квалификации, профессионального развития учите лей, устойчивости педагогического коллектива, ценности педагогического коллектива и др.). 7. Дополнительные платные и бесплатные образовательные услуги.
Содержание открытого доклада 8. Финансовые ресурсы школы и их использование (источники финансирования и структура расходов школы, участие родителей в финансировании школы и порядок его проведения). 9. Структура общественно-государственного управления школой: органы общественно-государственного управления (попечительского, управляющего, педагогического советов, их комиссий и администрации школы) и их функции. 10. Ближайшие перспективы школы: стратегические и иные цели деятельности учреждения, основные направления развития педагогической системы, наиболее перспективные из вводимых новшеств; нерешенные проблемы, точки приложения сил общественности для улучшения дел в школе.
7. Стиль написания открытого школьного доклада важно, чтобы информация попала к нужному пользователю в том виде, в котором он мог бы ее воспринять; часть информации открытого доклада должна использоваться только определенной группой потребителей.
Стиль написания открытого школьного доклада При написании доклада важно избежать следующих ошибок: • недостоверности и неточности предъявляемой информации; • предоставления информации на языке, непонятном целевой группе. Чаще всего это происходит по причине злоупотребления профессиональным педагогическим языком с множеством специальных терминов; • предъявления негативной информации о конкретном ребенке, педагоге, родителе, партнере.
8. Обсуждение текста открытого доклада в школе Анкета участника презентации открытого доклада 1.Слушали ли Вы доклад? 2.Почему для Вас важно было прослушать школьный доклад? 3.Доступна ли для Вас форма презентации школьного доклада? 4.Удобно ли было выбрано время презентации? 5.Из каких еще источников Вы получили информацию о содержании доклада? 6.Получили ли Вы новую информацию о школе, о своем ребенке, о его классе, познакомившись с презентацией (текстом) школьного доклада? 7.Считаете ли Вы, что оценки, содержащиеся в школьном докладе, корректны и соответствуют действительности? 8. Удовлетворила ли Вас полнота и доступность содержания школьного доклада? 9. Какой раздел школьного доклада оказался для Вас наиболее интересным? 10.Что было не совсем понятно для Вас в школьном докладе? 11.Что бы Вы хотели услышать в докладе в следующем году? 12.Как Вы относитесь к предложениям по дальнейшему развитию школы, высказанным в докладе? 13.Что еще нужно сделать администрации и педагогическому коллективу в будущем для улучшения работы школы?