«Подводные» камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи»Семинар-практикум
Семинар-практикум проводит: учитель-логопед высшей категорииИВАНОВАЕлена Николаевна ГБОУ ЦО №1631
«Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.» К.Д.Ушинский
ДИСГРАФИЯ Это частичное специфическое нарушение процесса письма.В нём принимают участие различные анализаторы.
Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор
Правильного произношения звуков;Правильного произношения звуков;Слуховой дифференциации звуков;Языкового анализа и синтеза;Сформированности лексико-грамматической стороны речи;Зрительного анализа и синтеза;Пространственных представлений. Дисграфию может вызвать несформированность какой-либо из указанных функций.
Дисграфия обусловлена недоразвитием ( распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме: 1.Зрительный анализ и синтез; 2.Пространственных представлений; 3.Слухо-произносительной дифференциации звуков речи; 4.Фонематического, слогового анализа и синтеза; 5.Деления предложений на слова; 6.Лексико-грамматического строя речи; 7.Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Симптоматика дисграфии(НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ)Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам ( в устной речи звуки произносятся правильно): Свистящие и шипящие, звонкие и глухие. Ч – Т , Ч – Щ , Ц – Т , Ц – СНеправильное обозначение мягкости согласных на письме : («писмо», «лубит»)Замены гласных : о-у ( тума , точа) е-и ( лес – «лис»)
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ(нарушения языкового анализа и синтеза)Пропуски согласных при и стечении (диктант - «дикат», школа – «кола»)Пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»)Перестановки букв (тропа – «прота», окно – «коно»)Добавление букв (таскали – тасакали)
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ(на почве нарушения языкового анализа и синтеза)Слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами (идёт дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»)Раздельное написание слова (белая берёза растёт у окна – « белабе заратетёт у ока»)Раздельное написание приставки и корня слова ( наступила – « на ступила» )
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ(недоразвитие грамматического строя речи )Искажение морфологоческой структуры слова (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки») Изменение падежных окончаний «много деревов»Нарушение предложных конструкций над столом – «на столом»Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»)Числа существительных («дети бежит»)Нарушение согласования (« бела дом»)Трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении .
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ(недоразвитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений )Замены графически сходных рукописных букв; (в-д, т-ш, э-е )Нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв;Искажения букв при написании слов;Зеркальное письмо ( иногда у левшей, при органических поражениях мозга).