Характеристика основных трудностей развития ребенка (система профилактики девиантного поведения и употребления ПАВ в образовательном учреждении). Выполнила: Педагог – психолог Гришанина Н. В
Первичная профилактика. Охватывает всех учащихся детей и их родительские семьи, но в первую очередь — здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска. Цель первичной профилактики — обеспечивать нормативное развитие личности ребенка, формировать нравственные установки и в их рамках установки на здоровый образ жизни.
Вторичная профилактика. Представляет собой систему работы с детьми «группы риска».
Третичная профилактика. Это психокоррекционная и реабилитационная работа с детьми, у которых уже выявлено социально девиантное поведение и развивающаяся зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, никотина, наркотиков, одурманивающих).
Особенности развития личности в младшем школьном возрасте Факторы школьной дезадаптации, психофизиологические факторы связанная с неготовностью ребенка к сложной социальной роли ученика Коммуникативная неготовность Группа эмоциональных факторов: 1. Дети с высокой тревогой, невротическими расстройствами и инфантилизмом 2. Дети с синдромом гипервозбудимости (моторной расторможенности) и патологией активного внимания (дети с минимальной мозговой дисфункцией)
Средняя школа 5-й класс (10—11 лет) Психофизиологическая адаптация к школе: Развитие учебной деятельности как самостоятельной в рамках многопредметного обучения Развиваются вне учебная деятельности Развивается сфера общения по интересам и происходит дифференциация класса на малые группы Завершается этап «латентного» либидо, или этап полоролевого развития личности формируется вторичная самооценка В течение 5-го класса должны быть решены следующие задачи возрастного развития.
Приведем краткий перечень типичных кризисов развития детей в 5-м классе, развитие которых необходимо предупредить первичной профилактикой: Кризисы психофизиологической адаптации к школе Кризис, неготовности ребенка к переходу на многопредметное обучение Кризисы фрустрации потребности в самореализации Кризисы отношений дружбы, общения, «личность —группа» Психологический инфантилизм и психологически зависимое поведение Кризисы формирования самооценки
Объекты вторичной профилактики в 5 классе. Дети не готовые к переходу на многопредметное обучение. Дети с синдромом раннего детского воровства
6 класс (11-12 лет) Начинаются предподростковые процессы группирования в 5 классе У девочек и у половины мальчиков начинается платоническая (романтическая) фаза психосексуального развития.
Вторичная профилактика в 6-м классе 1. Дети с прогрессирующей (начиная с 5-го класса) педагогической запущенностью и с признаками ее перехода в социальную запущенностью. 2. Дети с эмоциональными расстройствами и стойкими нарушениями самооценки (неврозами, депрессиями). 3. Дети с патохарактерологическими нарушениями (формирующимися психопатиями) и агрессивным поведением. 4. Дети с синдромом «детей отцов-алкоголиков». 5. Дети с инфантилизмом и психологически зависимым поведением от группы, лидеров-сверстников и взрослых.
7-й класс (12—13 лет) В данном возрасте развивается кризис тринадцати лет. Представим основные типы детей «группы риска»: 1 Дети с невротическим или патохарактерологическим развитием личности. 2Дети с синдромом уходов (уходы из школы, уходы и побеги из дома). 3. Дети с агрессивным подростковым девиантным поведением — хулиганством, воровством (и вымогательством), в том числе в составе антисоциальной группы 4. Дети с эмоциональными расстройствами в связи с предразводным состоянием в семье и после развода родителей. 4. Дети с зависимостью от поп-культуры.
8-9 класс (13-15 лет). К типичным особенностям развития детей «группы риска» в 8-9 классе относится: невротическое развития личности, патохарактелогические реакции, социально – психологический инфантилизм и неготовность к выбору профессии и дальнейшей учебе, ранняя зависимость от ПАВ или азартных игр, раннее начало сексуальной жизни.