«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления»Семинар-практикум для родителей
Семинар-практикум проводит специалист ГБОУ ЦО № 1631 Иванова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей категории
ДислексияЧастичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение Сложный психофизиологический процесс , в котором участвуют различные анализаторы:
Процесс чтенияЗрительное восприятие букв;Различение и узнавание букв;Соотнесение букв с соответствующими звуками;Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание;Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.
Процесс чтенияТехническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением;Смысловая сторона.Понимание читаемого определяется характером восприятия.
Ступени формирования навыка чтенияОвладение звуко-буквенными обозначениями;Послоговое чтение;Становление синтетических приёмов чтения;Синтетическое чтение.
1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны:1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны:Произношения;Дифференциации фонем;Фонематического анализа и синтеза.2.Лексико-грамматического анализа и синтеза;3.Лексико-грамматического строя речи;4.Достаточное развитие пространственных представлений;5.Зрительного анализа, синтеза.
1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах); 2.Наличие патологических факторов (их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период); Патология беременности и родов; Асфиксия; «Цепочка» детских инфекций; Травмы головы. 3. Органические поражения зон головного мозга; 4.Социальные факторы; Этиология дислексии (причины)
Функциональные причиныДлительные соматические заболевания;Неправильная речь окружающих;Двуязычие;Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых;Дефицит речевых контактов
Расстройства чтения часто наблюдается у детей:С минимальной мозговой дисфункцией (ММД);С задержкой психического развития (ЗПР);С тяжёлыми нарушениями устной речи;С церебральными параличами;С нарушениями слуха;У детей с интеллектуальной недостаточностью.
Симптоматика дислексии1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.);2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова;3.Искажения звуко-слоговой структуры слова :пропуски согласных при стечении; согласных и гласных при отсутствии стечения;добавлениях; перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Симптоматика дислексии4.Нарушения понимания прочитанного;5.Аграмматизмы при чтении:нарушения падежных окончаний;согласования существительного и прилагательного;окончаний глаголов; и др.
Опасности Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе; робость; тревожную мнительность; озлобленность; агрессивность; Склонность к негативным реакциям.