Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 1. Затруднения в слиянии букв в слоги Причина трудностей: недостаточное развитие… звуко-буквенного анализа; артикуляции (произношения) отдельных звуков; памяти; восприятия; устойчивости и концентрации внимания
Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 2. Ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропуск букв, перестановка слогов Причина трудностей: недостаточное развитие …памяти; устойчивости и концентрации внимания; контроля над темпом деятельности; пространственных представлений; самоконтроля
Трудности на этапе овладения слоговым способом чтения: 3. Непонимание значения прочитанного слова Причина трудностей: недостаточное развитие …словарного запаса; смысловой догадки; памяти; слухового восприятия (неправильно ставит ударение)
Трудности на этапе овладения чтения по слогам и целым словом: 1. Не может читать длинные слова целым словом Причина трудностей: недостаточное развитие …словарного запаса; навыков чтения
Трудности на этапе овладения чтения по слогам и целым словом: 2. Читает слова орфографическим способом (так, как они пишутся) Причина трудностей: недостаточное развитие …поля зрения; избирательности внимания; смысловой догадки
Трудности на этапе овладения чтения по слогам и целым словом:3. Двойное чтение (сначала про себя по слогам, затем вслух слитно) Причина трудностей: недостаточное развитие …навыков чтения (сформирован устойчивый стереотип чтения); готовности к чтению
Трудности на этапе овладения чтения по слогам и целым словом:4. Трудности в слиянии слов в словосочетании Причина трудностей: недостаточное развитие …лексико-грамматического строя речи; смысловой догадки; поля зрения
Трудности на этапе чтения целым словом: 1.Читает отдельные слова послоговым способом Причина трудностей: недостаточное развитие …словарного запаса; навыков чтения; поля зрения
Трудности на этапе чтения целым словом:2. Искажает окончания прочитанных слов Причина трудностей: недостаточное развитие …смысловой догадки; поля зрения; функций словообразования и словоизменения; контроля за темпом чтения; самоконтроля
Трудности на этапе чтения целым словом:3. Потеря строчки при считывании (повторное считывание, пропуск строчки, перескакивание с одной строчки на другую) Причина трудностей: недостаточное развитие … пространственных представлений; устойчивости и концентрации внимания; самоконтроля; работоспособности
Трудности на этапе чтения целым словом:4. Нечёткое произношение слов при чтении Причина трудностей: недостаточное развитие… звукопроизношения отдельных звуков; артикуляции; контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость)
Трудности на этапе чтения целым словом:5. Регрессии (чтение с возвратом) Причина трудностей: недостаточное развитие …навыка чтения (устойчивый стереотип чтения); устойчивости и концентрации внимания; самоконтроля, понимания текста
Трудности на этапе чтения целым словом:6. Не понимает смысла прочитанного предложения или текста Причина трудностей: недостаточное развитие …словарного запаса; словесно-логического мышления (слабо выделяет существенные признаки, обобщает, сравнивает)
Трудности на этапе чтения целым словом:7. Пересказывает прочитанное дословно Причина трудностей: недостаточное развитие …словарного запаса; приёмов смысловой обработки текста; словесно-логического мышления
Трудности на этапе чтения целым словом:8. Не умеет выделять главное в прочитанном Причина трудностей: недостаточное развитие … лексико-грамматического строя речи; приёмов смысловой обработки текста; словесно-логического мышления; памяти; устойчивости и концентрации внимания
Трудности на этапе чтения целым словом:9. Низкая скорость чтения Причина трудностей: недостаточное развитие … контроля над темпом деятельности (медлительность); поля зрения; смысловой догадки; навыка чтения; артикуляции
Трудности на этапе чтения целым словом:10. «Угадывающее» чтение Причина трудностей: недостаточное развитие … концентрации и устойчивости внимания; работоспособности; контроля над темпом деятельности; навыка чтения целым словом
Трудности на этапе чтения целым словом:11. Невыразительное чтение Причина трудностей: недостаточное развитие … понимания смысла прочитанного (читает механически; самоконтроля (не учитывает правил чтения); техники чтения (несформированность синтетического способа чтения)
Трудности на этапе чтения целым словом:12. Отсутствие желания читать Причина трудностей: недостаточное развитие … мотивации; техники чтения; работоспособности