900igr.net
В Восточном округе более 30 % школ имеют классы, где не обеспечивается вариативность обучения на уроках технологии по причинам : - финансовое положение не позволяет разделить малокомплектные классы, - не хватает учителей технического труда, - ликвидированы мастерские технического труда.
Причины разработки рабочей программы До настоящего времени не разработана государственная программа по технологии для неделимых классов ( вариант 3), что заставляет учителей создавать свои рабочие программы Нельзя в полном объёме использовать авторскую программу Крупской Ю.В. (старший преподаватель кафедры теории и методики профессионально-технологического образования СЭИ БГУ) для неделимых классов, так как она предполагает наличие оборудованных мастерских по обработке древесины и металла, внедрение репродуктивного метода конструирования швейных изделий ( копирование готовых выкроек), что приведёт к утрате межпредметных связей и снижению качества обучения.
Основная идея программы Совместимость рабочей программы по целям и содержанию с государственной образовательной программой. Задачи Обеспечить преемственности обучения учащихся в случае последующего разделения на группы или слияния групп, не допустить снижения качества обучения по варианту 2 (вариант для девочек), выбрать объекты труда одинаково интересные и полезные для девочек и мальчиков
Примерный тематический план № Название разделов, тем 5 класс 6 класс 7 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Технология обработки пищевых продуктов + проект Информационные технологии Технология ведения дома и ИКТ Электротехника Работа с тканью .Ручные работы Элементы материаловедения Элементы машиноведения Рукоделие (пэчворк, вышивание)+ ИКТ Ремонтно - строительные работы Элементы домашней экономики+ ИКТ Технология обработки древесины Художественная обработка древесины +ИКТ Проектирование швейного изделия Поварской колпак Фартук Проект предметов интерьера Экскурсии на предприятия ( Гжель, Жёстово, трикотажное произ-во) В с е г о 12+2 2 4 2 4 8 12 20 2 68 12+2 4 2 4 6 10 26 2 68 12+4 4 10 20 16 2 68
Учитывая психофизиологические и личностные особенности школьников 5-6 классов я предлагаю для проектирования швейных изделий комплект спецодежды : в 5 классе поварской колпак , в 6 классе фартук для кулинарных работ учащиеся испытывают реальную потребность в головных уборах и фартуках на уроках кулинарии, изготавливается из хлопчато-бумажной ткани , материала доступного и дешёвого, возможно применение расчётно – графического метода конструирования швейных изделий, который обеспечивает межпредметную вязь с математикой и черчением технология изготовления позволяет заменить машинные работы ручными или использовать клеевой способ соединения при отсутствии или недостатке швейных машин, обеспечивается возможность фронтальной работы с классом, что особенно важно на первых этапах проектирования. Обоснование выбора объектов труда для проектирования швейных изделий
Методический комплект для проектирования поварского колпака Для проектирования поварского колпака я разработала и изготовила Тематическое планирование и содержание уроков Образцы изделий и поузловой обработки Демонстрационные пособия Дидактический материал : инструкционные карты, чертежи, технологические карты. Методические рекомендации для учителя по проектированию поварского колпака
Раскрой Подготовка донышка Соединение деталей Примерка околыша
Технология обработки древесины – 6 кл. Художественная обработка древесины -7 кл. Проект предметов интерьера (мальчики) -7 кл.
Определи длину и ширину композиции Наметь центр композиции (не путай с геометрическим центром) Наметь линии «бегунков» Оформи углы, контурные линии Заполни свободное пространство узором
Региональный компонент программы – Народные промыслы Московского региона ГЖЕЛЬ – 5 КЛ
ЖОСТОВО - 6 класс
На трикотажном производстве 7 класс
Разработка эскиза прихватки с использованием функции «Автофигуры»
Ожидаемый эффект Программа обеспечивает обязательный минимум содержания образовательной программы по направлению «ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД» Решает задачи повышения качества образования в свете программы «СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 4» : - введены элементы информационных технологий в содержание предмета, - 20 % объёма программного материала изучается в форме проектной деятельности, - обеспечено соответствие учебно-методического и дидактических комплектов ( в том числе авторских) и материально - технической базы реализуемой программе, - обеспечены условия для развития детей с повышенной мотивацией к обучению - может применяться для обучения в классах КРО и группах мальчиков
Программа имеет положительную рецензию экспертного совета по технологии ОМЦ ВАО Программа одобрена на заседаниях «круглого стола» учителей, преподающих в неделимых классах Отдельные разделы программы включены в окружную « Рабочую программу совместного обучения мальчиков и девочек», которая опубликована на сайте ОМЦ ВАО Тематический план уроков для 5-7 классов и методическая разработка поварского колпака опубликована в журнале «Школа и производство» № 1 за 2008 год Результаты апробации программы
Программа была представлена на конкурсе педагогических работников на соискание Гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования в 2007 году, По итогам учитель награждена Дипломом победителя конкурса Грант Москвы.