Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Составила учитель начальных классовМОУ Выезжелогская ООШ Цикунова Ирина Фёдоровна
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Цели орфографической грамотности: 1) реализация через применение полученных знаний на практике; 2) повышение самостоятельности, активности мышления школьников; 3) использование грамматического разбора для углубления знаний и умений учащихся;4) через дифференцированный подход к каждому учащемуся.
Три линии овладения правописанием:1) Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы; 2) Обучение правописанию на основе запоминания; 3) Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.
Орфографическую работу необходимо реализовывать через: 1) углубление познавательных интересов; 2) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ; 3) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы; 4) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;5) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе; 6) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений; 7) организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость: 1. Комментированное письмо.2. Письмо с проговариванием.3. Письмо с пропуском орфограмм.4. Какографические упражнения.5. Письмо по памяти.6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
7. Списывание. 8. Скоростное письмо. 9. Диктанты: - Предупредительный диктант. - Объяснительный диктант. - Выборочный диктант. - Свободный диктант. - Самодиктант. - Зрительно-слуховой диктант. - Диктант с постукиванием. - Словарный диктант. 10. Орфографические минутки.
Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки. Проверь! 1. Не пропустил ли ты буквы? 2. Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные? 3. Не уверен, спроси у учителя.
Факторы формирования орфографической зоркости: 1. Зрительный фактор. 2.Слуховой фактор. 3. Рукодвигательный фактор. 4. Проговаривание.
Для развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия: 1. Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм. 2. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Расшифруй словаДоран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом Раздели склеенные между собой словаНародребятадевочкатоварищсолдатмолодец«Спрятались слова» (3 слова: весело, вдруг, ветер. )- Привет, Ерёма! - Привет, Фома. - Идём в лес за шишками.- Нет, боюсь.- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной. Пошли друзья в лес, набрали много шишек. - Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется? -Тяжело.
Найди ошибки:Марос, вараби, канки, сарока, снишки, девачка.Письмо по памяти:Весна приходит постепенно:В полях неслышно тает снег,Побег из ледяного пленаГотовят тайно воды рек. Исправь ошибки:Белый снек на ветке,Иней на стикле.Ель дражит от ветраХолодно и мне.
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ: С.СНА, В Л.СУ, Д. РЕВЬЯ, СТВ.ЛЫ, ПЧ.ЛА, СЛ.НЫ, Х.ЛМЫ. ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ: Д(О,А)ЖДЛИВЫЙ, СВ(И,Е)СТЕТЬ, ГР(И,Е)БЕШОК, Б(О,А)ЛЬШАЯ. СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:ДЕРЕВ(Ь,Ъ)Я, ОТ(Ь,Ъ)ЕХАТЬ, ОСЕН(Ь,Ъ)Ю.
Вставить слово или букву (ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса) п жарко х Надя н ш хорошо п Енисей е? много ? Москва ? корова т собака л лошадь ж кошка м курица ? корова ?
Прочитать три раза слова: мама дети человек брат доброта тетя мужчина ребенокЗатем слова закрываются и ученики отвечают на следующие вопросы:сколько букв в предпоследнем слове?сколько слов, состоящих из двух слогов?назовите третье слово;сколько слов заканчивается на гласный? согласный? сколько слов заканчивается на букву «а»?какие слова женского рода?сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Спрячь Ь в середину слова: день-деньки; пень-пеньки Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы Подбери буквы: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу.
Доскажи словечко и запиши его: Вяжет мама длинный шарф, Потому-то сын … жираф Если мы растём на ели, Мы на месте и при деле, А на лбах у ребятишек Никому не нужно… шишек.
Литература:1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников.Начальная школа - 2000.- №6. 2.Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.3. Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа – 1995 №4.4.Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5 5.Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.6.М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для начальных классов» Москва 2007.