МОУ «Лицей «Эрудит»Путешествие в словоВыполнил:Коваленко Антон, ученик 3 «А» класса
Цель:Изучение влияния этимологии слова на правописание слов. Задачи:1. Изучить историю некоторых словарных слов по этимологическим словарям.2. Сравнить историческое и современное значение слова3. Установить зависимость этимологии и правописания4. Создать мини-словарь
Объект исследования:Лексика русского языка Предмет исследования:Словарные слова программы 3 класса
Гипотеза: Знание этимологии слов влияет на развитие орфографической зоркости
Ожидаемый результат: Повышение орфографической зоркости учениковСоздание мини-словарика
Словари: Орфографический словарь. Лексико-орфографический минимум для начальной школы. Под редакцией профессора М.Р. Львова. – М.: АСТ-ПРЕСС,1995. – 88с.2. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. М.-ЮНВЕС.-2003г.-704с.3.Лев Успенский. «Почему не иначе?» Этимологический словарик школьника. – М.: Издательство «Детская литература», 1967г.4.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Книга для учащихся старших классов. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982.-223с.
Старославянизмы. «ра» - оро- «ла» -оло- «ре» -ере-Пример: город, болото, берег
Архаизмы: Сейчас (сей + час) лопата («лоп» - широкий лист)огромный («огром» - пространство, охваченное громом)береза («бер» - светлый, ясный)
Заимствованные слова.Вокзал (Д. Вокс, «Зал госпожи Вокс»)Карандаш («кара – черный, «даш» - камень)
«Русские слова»Деревня (построенный из дерева)Медведь («мёд» + «ведать»)Вчера (прежде, чем прошедший вечер миновал )
«Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его»
Результат: Повышение орфографической зоркости учениковСоздание мини-словарика