ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». 10 класс Учимся писатьКОММЕНТАРИЙГречух Наталья Ивановна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63» г. Омска
Цель занятия: Узнать, что такое КОММЕНТАРИЙ и каково его место в структуре сочинения (С1)Узнать, какие содержательные элементы могут быть включены в КОММЕНТАРИЙСоставить алгоритм написания КОММЕНТАРИЯ
КОММЕНТАРИЙ – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)КОММЕНТАРИЙ – 1. пояснение; 2. примечания; 3. толкование. (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
КОММЕНТАРИЙ – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)КОММЕНТАРИЙ – 1. пояснение; 2. примечания; 3. толкование. (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
Комментарий 1 Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм» (61 слово).
Комментарий 1 Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм» (61 слово).
Проверь себя Автор текста затрагивает проблему развития и сохранения русского языка.
Комментарий 2 Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что помощь окажет кто-либо другой. (32 слова)
Комментарий 2 Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что помощь окажет кто-либо другой. (32 слова)
Проверь себя Автор текста поднимает проблему человеческого равнодушия.
Комментарий как элемент сочинения Нужно комментировать ПРОБЛЕМУ ОТРАЖЕННУЮ В ТЕКСТЕ, а не просто текст и его темы и не просто проблемы в отрыве от текста
Оценивание сочинения по критерию К2
В КОММЕНТАРИИ можно: Оценить степень актуальности поднимаемой проблемы. Объяснить, в чём ее актуальность.Указать, типична ли ситуация, изображенная автором?Указать, на каком жизненном/литературном материале строится текст? На какие факты, детали обращает внимание автор?Отметить, с каким настроением пишет автор (грустная ирония, сарказм, печаль, радость и т.п.)Упомянуть, как эту проблему рассматривали другие авторы?Написать, к каким выводам автор подводит читателя?
Проверь себя. Комментарий 1 Автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм» .(61 слово)
Проверь себя. Комментарий 2 Случаи, подобные описанному автором, происходят в жизни довольно часто. Мы встречаем человека, понимаем, что ему необходима наша поддержка, но вместо того чтобы помочь, остаемся в стороне, думая, что помощь окажет кто-либо другой. (32 слова)
Задание:Сравните Исходный текст 1Исходный текст 2Комментарий 1Комментарий 2
Работая над комментарием, помни: Объем комментария – 2- 4 предложенияОбязательные элементы содержания: указание на типичность проблемы; упоминание материала, на котором строится текстФакультативные элементы: актуальность, настроение автора, выводы автора, проблема в освещении других авторов.
Как работать над комментарием в сочинении-рассуждении Напиши 2- 4 предложения. Упомяни в комментарии по возможности о чувствах автора текста, об известных тебе точках зрения на данную проблему.
Итоги занятия: Узнали, что такое комментарий и каково его место в структуре сочинения С1Узнали, о чем можно писать в комментарииСоздали памятку «Как работать над комментарием в сочинении С1»
Домашнее задание: Подготовьте памятку «Как работать над комментарием в сочинении-рассуждении».Сформулируйте 1 проблему текста.Пользуясь памяткой, напишите комментарий к сформулированной проблеме.
Спасибо за внимание
Глоссарий - собрание глосс - непонятных слов или выражений - с толкованием Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. (Толковый словарь русского языка УшаковаАктуальность - важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность. (Большая советская энциклопедия)Типичность - обобщенность, характерность, образцовость, нормальность, свойственность, обычность. (Словарь русских синонимов)