Сложные предложения Урок русского языка в 5 классеСоставила:учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №1Румянцева Ю.В.
Распределите слова на группы. Ёж, ночь, луч, мяч, поёшь, карандаш, туч, пишешь, задач, дочь, помощь
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ёж ночьлуч дочьмяч помощькарандаш поёшь тучпишешь задач
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ!В белом поле по дороге скачет конь мой одноногий, И на много-много лет оставляет он свой след.
Сложносочиненные предложенияПо небесам оравою бегут мешки дырявые, И бывает иногда из мешков течет вода.Тучи[ ], и [ ].
Сложноподчиненные предложенияЧтобы были мы здоровы, даст нам молока корова. ( Чтобы ), [ ].
Бессоюзные сложные предложенияНа минуту в землю врос разноцветный чудо-мост, Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. Радуга[ ], [ ].
Виды сложных предложений СОЮЗНЫЕ СЛОЖНО- СЛОЖНО-СОЧИНЕННЫЕ ПОДЧИНЕННЫЕ средства связи(СОЮЗЫ: (СОЮЗЫ: И, А, НО) ЧТО ЧТОБЫ ПОТОМУ ЧТО ГДЕ КОГДА ЕСЛИ) БЕССОЮЗНЫЕ (СРЕДСТВО СВЯЗИ: ИНТОНАЦИЯ, ПО СМЫСЛУ)
Отгадайте загадки, запишите предложения, расставляя знаки препинания, соотнесите эти предложения со схемами. 1. Висит за окошком кулек ледяной Он полон капели и пахнет весной.2. Бьют парнишку по фуражке Чтоб пожил он в деревяшке.3. Пройдет он первым без стыда в любую дверь упрямо И первым в дом его всегда пропустит даже дама.4. На крыше нашей гном сидит И небо каждый день коптит. А. [ ], и [ ].Б. [ О и О ].В. [ ], ( чтоб ).Г. [ ], [ ]
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!! 1. Висит за окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. Сосулька2. Бьют парнишку по фуражке Чтоб пожил он в деревяшке. Гвоздь3. Пройдет он первым без стыда в любую дверь упрямо, И первым в дом его всегда пропустит даже дама. Ключ4. На крыше нашей гном сидит И небо каждый день коптит. Труба Г. [ ], [ ].В. [ ], ( чтоб ).А. [ ], и [ ].Б. [ О и О ].
1. Придумать свою загадку в форме сложного предложения, записать, найти грамматические основы и средства связи. Составить схему. Выучить теоретический материал.2. Подобрать в сборнике загадок 2 загадки в форме сложных предложений, записать, выделить грамматические основы, составить схемы. Выучить теоретический материал.