Уроки русского языка и литературы в современной школе
Современный урок – это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Общие критерии современного урока: Результативность.Структура урока.Активизация познавательной деятельности учащихся.Дидактическая структура учебного материала.Самостоятельность и творчество в учебной деятельности.Учебно-методический комплекс.
Основные формы, методы, этапы организации современного урока. Беседа.Диалог.Демонстрация на уроке.Динамические таблицы.Дифференцированный подход в обучении.Дозировка материала на урок.Доказательство при изучении предметовДоклад.
Закрепление знаний, умений и навыков.Зачет.Пересказ.Перфокарта.Компьютер.Повторение материала на уроке.Индивидуальное обучение.Индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса.Консультация.Конференция.
Лекционный метод обучения.Оборудование урока.Опоры.Открытый урок.Методическая работа с учителями.Методическая библиотека учителя.Практическая методика.Обобщение знаний по предмету.Критерий оценки.Работа над ошибками.
Развитие речи учащихсяРолевая игра.Самоконтроль в учебной деятельности учащихся.Самостоятельная работа учащихся.Учебные таблицы по предмету.Теория речевой деятельности.Технические средства обучения.Тестирование учащихся.Факультативные курсы по предметам.
Воспитание внимания на уроках.Восприятие учебного материала.Мотивация в учении школьников.Развитие логического мышления на уроках.Развитие памяти в обучении.Развитие познавательного интереса к предмету.
Основные требования к современному уроку
Дидактические требования к уроку.Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков;Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;Реализация на уроке всех принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.соблюдение на уроке единого орфографического режима.
Организационные требования Организационная четкость, рациональное использование всех 45 минут урока;Четкая постановка перед учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;Гибкая но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока;Использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.)
Психологические требования Психологическая цель урока:Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;Определение обьема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;Планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;Выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
Особенности самоорганизации учителя:Подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;Рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистичный подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)Педагогический такт;Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.)
Организация познавательной деятельности учащихся:Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;Закрепление результатов работы.
Организация познавательной деятельности учащихся:Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;Закрепление результатов работы.
Учет возрастных способностей учащихся:Планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся;Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку. Создать комфортные условия на уроке!Температурный режим;Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);Освещение;Предупреждение утомления и переутомления;Чередование видов деятельности (выполнение вычислительных, графических и практических работ);Соблюдение правильной рабочей позы учащихся;Соответствие классной мебели росту школьника.
Духовно-нравственная природа урока Духовно-нравственная природа урока – это вера учителя и учеников друг в друга. Учитель верит в возможности и лучшие намерения ученика, ученик – в любовь к нему учителя в его уверенность в нем и его силах.