Тема презентации: Собирательные числительныев нашей речи
Тема урока:Собирательные числительные в нашей речи Цель: научиться грамотно употреблять собирательные числительные в речи. Задачи: повторить всё, что мы знаем о собирательных числительных;познакомиться с правилами сочетания собирательных числительных с именами существительными; учиться выполнять задания, связанные с нарушением морфологических норм, правильно выделять грамматическую основу предложения, определять, к какой части речи относится слово и помнить правила употребления собирательных числительных в речи.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Тема: Употребление собирательных числительных в нашей речи.Цель: определить условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.Дано: I.трое солдат, двое мужчин, пятеро сыновей, трое сирот;четверо ребят, семеро молодых людей;трое суток, двое саней;семеро козлят, шестеро зайчатII. обоих братьев, у обоих окон; обеих сестёр, обеими рукамиIII. трое волков, четверо кошек; двое подруг, семеро студенток Инструкция. 1. Работая с пунктом I, определите род существительных, с которыми употреблены собирательные числительные. 2. Подчеркните существительные, у которых не удалось определить род. Почему? Могут ли они иметь форму ед. числа? 3. Определите, одушевлённые или неодушевлённые имена существительные в сочетании с собирательными числительными. Сделайте вывод. 4. Обратите внимание на пункт III. Напротив стоящий перечёркнутый кружок означает, что собирательные числительные не сочетаются с данными существительными. С какими существительными не сочетаются?5.В пункте II даны числительные оба-обе, в чём заключается их особенность в сочетании с существительными?6. Составьте таблицу сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.
Таблица «Собирательные числительные»
Собирательные числительные
Лингвистическая задача С 22 сутками все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное «сутки»?
Книга жизни на моём столе – Глубина и мудрость в каждом слове Двое жили на одной земле – Братья не по духу, а по крови. Оба стать героями могли. Но один им был. Другой – казался… Двое оторвались от земли, Но взлетел один. Другой – остался. (В.Т. Дорожкина) И пройдут такие трое суток, И столкнут в такую пустоту,Что за этот страшный промежуток Я до воскресенья дорасту. (Б.Пастернак)
Итог урока: Что узнали вы сегодня на уроке? Какие основное моменты вы выделили для себя? Где эти знания можете применить?
Домашнее задание Первый уровень: Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.Второй уровень: Составить для класса задания, содержащие заведомые ошибки по изученной теме или тестовые задания.