Работа с темой самообразования «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы»Фаламеева Е.В.учитель русского языка и литературыМКОУ СОШ с. Золотая ДолинаПартизанского района Приморского края
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста.
Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую.
Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком.
Мне интересно самой работать с текстами, я хочу, чтобы дети правильно и красиво говорили и могли выполнить задания, связанные с текстом на экзаменах. Поэтому уже 6 лет я работаю именно над этой темой самообразования.
Изучая текст, дети должны обогащать свой культурный багаж, формировать собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствовать нравственное чувство.
Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами.
Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус?
В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому…
Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру.
В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры.
Особенно важна, по моему мнению, работа с публицистическими текстами: они служат для учащихся образцом того, как при анализе произведений искусства (музыки, живописи, литературы) можно выражать не только мысли, но и чувства.
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).4. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте?
6. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?8. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.
9. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово? 10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
Пример текста Это был всего лишь р…дничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони стр...илась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, грозясь уйти, и тогда видно было, как вихрились п...счинки в ее размеренном, безост...новочном биеньи. Целого века не хватило бы нагляде (-ться, -тся) на него. Отсюда нач...нался ручей и сперва его можно было хоть рукой отв...сти, но уже через полсотни шагов р...ждалось его самостоятельное журчанье по намытой щ...бенке.То была колыбель Склани, первого притока Енги, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской р...ке, Ра...хлеснувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено ж...вой водой из этого оврага.(Л. Леонов)
1. Озаглавьте текст.2. Как второй абзац присоединяется к первому?3. Найдите предложение, заключающую главную мысль текста.4. Спишите текст, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы.5. Подберите синонимы к слову наглядеться.6. Выпишите одно слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите правильность своего выбора.7. В третьем предложении укажите части речи, к которым относятся составляющие его слова.8. Разберите по составу следующие слова: вскипала, песчинки, детской.9. Напишите небольшое сочинение об источнике или водоеме, знакомом вам: родничке, ручье, реке, озере.
Работа с данным текстом помогает учащимся осознать, что великое рождается из малого (река, рожденная из маленького родника). Подвожу школьников к осознанию того, что в жизни человека тоже бывает так: наши маленькие дела становятся началом (родником) дел великих.
По желанию учащиеся также могут поработать с текстом стихотворения И. Бунина «Родник».В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,Над родником старинный голубецС лубочной почерневшею иконкой,А в роднике березовый корец.Я не люблю, о Русь, твоей несмелойТысячелетней, рабской нищеты.Но этот крест, но этот ковшик белый…Смиренные, родимые черты!
Эти два текста тематически связаны. Их объединяет один и тот же образ – источник. В прозаическом тексте – это родничок, активный, деятельный, пробивающий себе дорогу. У Бунина это родник, «живой и звонкий», близкий и родной, как Родина.
Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания:1. Укажите непонятные слова.2. Попытайтесь определить значения слов: голубец, корец, лубочная икона.3. Подберите антонимы к следующим словам: живой, звонкий, старинный, нищета, любить, несмелый.4. Какие части речи преобладают в тексте и почему?5. Подберите синонимы к словам: родник, живой, звонкий, старинный, любить, несмелый.6. Почему в тексте довольно много прилагательных?7. Почему автор использует многоточие?8. Можно ли считать стилистической ошибкой то, что в первой строфе Бунин употребил слово родник трижды?9. Определите ключевые слова текста.10. Какие образы создает поэт в стихотворении?11. Что общего между словами родник и родина? 12. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Темы, связанные с изучением синтаксиса, требуют особых текстов, в которых сочетались бы и синтаксическая разноплановость и художественность.
Такая работа учит: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;выражать и аргументировать собственное мнение;последовательно и логично излагать мысли;использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята даже 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.