Работа с текстом на уроках русского языка и литературы ГИА-9 Консультация № 31.12.2010
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИпреподавания русского языкаСовременные тенденции преподавания русского языка определяются идеей коммуникативной направленности школьного курса русского языка.
КОММУНИКАЦИЯ НА УРОКАХФормирование коммуникативной компетенции Коммуникативная компетенция – это…владение разными видами речевой деятельности,умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.Основой ее формирования является построение в педагогической практике учителя системной, постоянной и поэтапно спланированной работы по развитию устной и письменной речи учащихся.
ЗАЧЕМ НАМ ТЕКСТ НА УРОКЕ?Организация работы с текстом на уроках русского языка обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано, в первую очередь, с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности:выразительного чтения,лексической работы.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕНа основе обучения правильному интонированию текста развиваются следующие умения школьников: умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы),умение выделять главную и второстепенную информацию текста.
СЛОВАРНАЯ РАБОТАСловарная работа обеспечивает…осмысленность процесса понимания текста; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры.Содержание работы словарной работы - толкование значения новых или непонятных ученику слов, понятий, терминов, в том числе с помощью словаря.
КАКИЕ СЛОВАРИ ПРИГОДЯТСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА-9?ОРФОГРАФИЧЕСКИЙТОЛКОВЫЙСЛОВАРЬ СИНОНИМОВСЛОВАРЬ АНТОНИМОВФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬи другие…
СОЗДАНИЕ ТЕКСТАПродуктивная деятельность школьников по созданию собственных речевых высказываний на основе прослушанных или прочитанных текстов – составляющая часть методики комплексного анализа текста.
СХЕМА УСТНОГО ОТВЕТА ПРИМЕРОбоснуй постановку знаков препинания в предложении: Наступила зима, и на улице похолодало.Запятая в данном предложении выполняет разделительную функцию. Данное предложение является сложным, сложносочиненным, потому что состоит из 2 предикативных частей, связанных сочинительной связью и соединенных при помощи сочинительного союза И.Запятая помогает нам прочитать предложение с правильной интонацией, фиксируя паузу между частями предложения, которой предшествует повышение голоса. Читая вторую часть, мы постепенно понижаем голос к концу предложения.Итак, я считаю, что постановка запятой в данном предложении необходима.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТАПерспективы развития продуктивной речевой деятельности школьников необходимо связывать с активностью их практики и развитием умений редактирования текста.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТАвозможные формы организации работыСоедините, где нужно, простые предложения в сложные, в предложение с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: ПОТОМУ ЧТО, И, ЧТО.Мартышка и попугай ждали слоненка с большим нетерпением. Наконец они услышали. Слоненок бежит. Слышно было хорошо. Слоненок торопился. Слоненок бежал очень громко.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТАвозможные формы организации работыУстраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: … (Далее предлагается текст для анализа)Восстановите связи между предложениями… (Далее предлагается текст для анализа)Подумайте, какие действия происходят одновременно, какие – одно за другим. Дополните текст словами, указывающими на время: вскоре, сперва, однажды, пока, когда, потом… Обоснуйте использование глаголов совершенного и несовершенного вида. (Далее предлагается текст для анализа)
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТАвозможные формы организации работыКакие слова повторяются в тексте? Является ли это речевой ошибкой? Почему?Исправьте текст, используя для сравнений слова: напоминает, наподобие, как, как будто, вроде, кажется, что это…Дополните текст (описание), выразив свое отношение к … Придумайте ситуацию, в которой понадобится описание. Создайте свое повествование с элементами описания.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТАвозможные формы организации работыВосстановите правильный порядок предложений в тексте.Сформулируйте тезис, обоснование которого приводится.Сформулируйте вывод.Дополните текст (рассуждение) еще одним собственным аргументом.Разбейте текст на абзацы.Восстановите правильный порядок абзацев.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТАвозможные формы организации работыИсточники текстов для редактирования:тексты, заранее подготовленные учителем;ученические работы;примеры текстов из методических рекомендаций МЦКО для учителей и экспертов предметной комиссии ГИА-9 по проверке заданий с развернутым ответом);другие источники.
«ТЕКСТ БОЛЬШОЙ, А УСПЕТЬ НУЖНО МНОГО!»Анализ содержания каждого связного текста, предложенного в учебнике:текст упражнения;правила, теоретический материал;материал для самостоятельных наблюдений учащихся.Использовать таблицы, схемы, образцы и алгоритмы разборов для создания собственного монологического высказывания (устного, письменного)
«ТЕКСТ БОЛЬШОЙ, А УСПЕТЬ НУЖНО МНОГО!»Поиск нужных синтаксических конструкций (других языковых явлений, фактов) в отрывке текста.Определение возможного места предложения в тексте.Поиск 2 и более предложений, связанных тематически или иными способами, в общем списке (среди других).Письменный анализ ответа одноклассника. Помоги товарищу доказать его точку зрения.Опровергни точку зрения товарища. Укажи его ошибки и обоснуй свое мнение.Использование межпредметных связей
Предметный отдел ОМЦ ЗОУО желает вам творческих успехов!Нефедова Галина Григорьевна8(499) 133-07-30Приемные дни: вторник, четверг[email protected]