Урок русского языка в 7 классе
Зрительный диктант
РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Прочитайте стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»Докажите, что оно предназначено скорее для чтения вслух, для игры, рассчитано на устное произнесение.
Вот бутон,А вот - батон.Вот бидон,А вот питон.Ну а вот - бетон.В печке выпеченБатон,А в петлицу вдетБутон,По траве ползетПитон,Молоко течет вБидон,А на стройке естьБетон.Повтори и ты мне в тон:Где бутон,А где батон,Где бидон,А где питон,Ну а где — бетон.Раз, два, три, четыре, пять,Начинаю повторять:В печке выпеченБутон,А в петлицу вдетБатон,По траве ползетБидон,Молоко течет вБетон,А на стройке естьПитон. . .Нет, не так.Нет, не так.Подскажите сами: как?Разберитесь сами в том.Где бутон,А где батон,Где бидон,А где питон.Ну, а где - бетон.
Перед вами два фантастических животных — мамалына и жаварута.Обратите внимание, как изобразил их художник. А теперь попробуйте поиграть с друзьями в такую игру: каждый должен изобразить двух фантастических животных. Один зверь — урщух, другой - лимень. Сравните рисунки. Какое животное рисуют чаще как страшное, дикое и злое, какое -ласковое и спокойное? Что в названиях животных подсказало их нрав?
Фонетика
Фонетика - раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.Звук речи – кратчайшая, далее неделимая единица речи6 гласных звуков (сильная позиция)37 согласных звуков ( [т], [т’] )Сонорные, звонкие/глухие, мягкие/твердые звуки
Гласные звуки
Согласные звукиНепарные
Порядок разбора слова1) Разбить слово на слоги.2) Записать слово в транскрипции.3) Установить количество звуков в слове.4) Охарактеризовать гласные звуки.5) Охарактеризовать согласные звуки.6) Установить соответствие количества букв количеству звуков.
Верны ли следующие суждения?А) Слог — это наименьшая единица произнесения слова.Б) Звуки образуются в речевом аппарате при вдыхании воздуха.верно только Аверно только Бверны оба сужденияоба суждения неверны
Верны ли следующие суждения? А) Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Б) Согласные звуки [ж], [ч'], [ш], [щ'] называются шипящими.верно только Аверно только Бверны оба сужденияоба суждения неверны
Верны ли следующие суждения? А) Буквы Ь, Ъ, Й не обозначают звуков.Б) В заимствованных словах согласные перед Е могут произноситься и как мягкие, и как твердые.верно только Аверно только Бверны оба сужденияоба суждения неверны
В каком ряду верно указаны гласные звуки русского языка? [а] [е] [и] [о] [у] [ы] [э] [ю] [я][а] [е] [и] [о] [у] [ы][а] [и] [о] [у] [ы] [э][а] [е] [и] [о] [у] [э] [ю]
В каком ряду у всех согласных есть парный глухой звук? 1) [в] [г] [ж] [л]2) [г'] [д] [з] [ц]3) [д] [ж] [з] [й']4) [б'] [в] [г] [д]
В каком варианте ответа в обоих словах звуков меньше, чем букв? 1) жесть, поездка2) горестный, несчастье3) кататься, пробочный4) поздно, разъем
В каком варианте ответа в обоих словах количество звуков и букводинаковое?Съезд (5), ясный (6)Больнее (6), бульон (5)Пилотка (6), местный (6)Иволга (6), краснея (8)
В каком слове все согласные звонкие?вокзал [г]брод [т]цинга [ц]горячо [ч]
В каком слове все согласные мягкие?Речной [н]чайки [ч ] [ j] [к ]метиться [ ц ]жить [ж]
В каком варианте ответа в обоих словах буква Ю обозначает 2 звука?Краюшка (2), завьюжило (2)Южный (2), брошюровать (1)Полью (2), иллюминация (1)Предъюбилейный (2), крюк (1)
В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?изморосьпароходство [т] сдвинутьгрусть
В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный?печкажюричистошелк
В каком слове произносится звук [о] ?верность [ъ] охрана [А]- а крышечка шепот [о] добраться [А]- а крышечка
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?некрОлогпризЫвникбалОванныйкатАлог
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?красИвееукраинецзубровыйбанты
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?включиттОртамиперезвонишькаракуль
В каком варианте ответа оба слова правильно разделены на слоги?а-на-нас, о-де-ватьрас-кры-ты, мрач-ны-емор-ской, мель-нику-че-ник, вы-гля-нул
Спасибо за урок!