"Информационные технологии в деятельностипреподавателя русского языка и литературыСоловицкой Галины Николаевны©Лангепас,2010
Визитная карточкаСоловицкая Галина Николаевна1954 года рожденияОбразование - высшееДнепропетровский государственный университетСпециальность: филолог, преподаватель русского языка и литературыПедагогический стаж: 37 летМесто работы: Лангепасский профессиональный колледж
Тема урока: Стихотворение С.А. Есенина«Песнь о собакеИнтерпретация художественного текста. Цели урока:Учить анализировать лирическое произведение;Пробуждать в учащихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии.Открыть замысел поэта через художественное слово.Развивать творческие способности учащихся.
Песнь о собаке Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях…
«Есенин открыл новуюпоэтическую область,опоэтизировав души животных»Л.Л.БельскаяИдея урока – открытие мира души собаки.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ: Слово преподавателя :Сегодня мы вместе попытаемсяпонять, как поэту удалось затронуть наши души стихотворением «Песньо собаке».Представим наш урок как путешествиепо станциям Открытий:
Алгоритм работы для всех групп(символ поиска «бусы») 1.Выпишите ключевые слова стихотворения, объясните значение с помощью словарей.2. На основе лексических значений слов составьте синонимические ряды, раскрывающие мысль и идею автора.3.Продумайте ассоциативные образы, рождающиеся в вашем сознании.4.Делайте выписки из дополнительной литературы, обращайтесь к помощи учителя в поиске нужной информации.5.На основе полученного задания оформите краткий ответ, применяя схемы, цитаты. Например: Олицетворение - это такое художественный прием, с помощью которого действия и чувства человека приписываются миру природы. Метафора - …
Станция «Театральная» Вопрос: О чем стихотворение? Что вы узнали о главном событии?
Станция «Фольклорная» Вопрос: 1.Почему стихотворение названо «песнь»?2.С помощью каких деталей композиции отражена трагедия?
Станция «Исследовательская» Задание: Докажите, что слова, связанные с описанием пространства, подсказывают идею. Идея стихотворения – это сильное чувство потери. Происходящее на земле постепенно перемещается на небо. Мы видим глаза собачьи и застывшую в них трагедию.Собака всему миру кричит о своем горе.
Станция «Словесная" ВОПРОС: Как с помощью лексики, тропов, цветописи раскрывается суть стихотворения?Поэтический образ сильного переживания, страдания.
Станция «Живописная» АССОЦИАЦИИ:ДОМ - ТЕПЛО - ЖИЗНЬНЕБО - ХОЛОД - ПУСТОТА
Станция «Итоговая» Итог: Символ поиска «бусы» - это нанизывание; это подбор камешков по цвету, по форме; но нитка может и оборваться.Мы сомкнули цепочку слов в кольцо, и получился есенинский образ, во всей красоте и силе поэтический образ, заставляющий нас вздрогнуть.