Портрет в литературном произведении. Автор: Хушанова Рушания, ученица 9 классаМОУ Мокрокурналинская сош Алексеевского муниципального района РТРуководитель: Симашева А.В., учитель русского языка и литературыМОУ Мокрокурналинская сош Алексеевского муниципального района РТ
Филологический анализ литературного произведения предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью; и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств».
Актуальность данного анализа обусловлена тем, что наше внимание главным образом обращено на функциональную сторону языка, которая является одной из основных объектов изучения современной лингвистики.Объектом нашей работы стал анализ портрета в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
Целью работы стал анализ портретов как средства создания образов героев литературного произведения. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:- определить теоретические понятия, которые должны стать базой филологического анализа поставленной проблемы;- собрать фактический материал, отражающий употребление портретных характеристик в рассказе «После бала»;-проанализировать каждую выделенную портретную характеристику персонажей рассказа «После бала».
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы при теоретической разработке элективных курсов, уроков литературы в 8 классе, для работы школьных кружков.
Портрет – это изображение внешнего облика человека, то есть его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, с целью раскрытия характера, психологического состояния героя, с целью создания его образа.
Являясь прямым средством изображения внешности человека, портрет при этом косвенно выражает разнообразную информацию о герое произведения: о его национальности, происхождении, социальном положении, чертах характера, психологическом состоянии.
На наш взгляд, Л.Н. Толстой – мастер создания портретов, его портреты имеют свои особенности и закономерности в построении.
Проанализируем словесное построение портретов персонажей рассказа «После бала»: Вареньки и ее отца, полковника Петра Владиславовича. Прежде всего, следует сказать, что этих героев мы видим глазами рассказчика Ивана Васильевича, который описывает один случай из своей жизни: блестящий бал у губернского предводителя и сцена жестокого избиения человека после бала.
На балу
Мы видим девушку, в которую влюблен рассказчик, Вареньку: 1) «…в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда прямо – как будто не могла иначе, - откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой- то царственный вид….»;2) «Она была в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках»;3) «…ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза»;4) «…пожимала худыми плечами…».
Рассказчик любуется и ее отцом:1) «…был красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки»;2) «…вынул шпагу из портупеи, ….натянул замшевую перчатку на правую руку…»;
3) «…он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его ... задвигалась вокруг залы»;4) «…его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков…»;5) «…с его домашними сапогами…».
После бала
Проанализируем эпизод после бала, сцену жестокого наказания человека. Иван Васильевич видит «что-то страшное», «оголенного по пояс человека», на которого сыпались с обеих сторон удары, рядом он видит знакомую фигуру отца Вареньки, полковника:1) «…шел твердой, подрагивающей походкой…»;2) «…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу…солдата…»;3) «…шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпуская его через оттопыренную губу».
Но одна деталь в описании Петра Владиславовича присутствует в обоих эпизодах: замшевая перчатка. На балу он танцует с дочерью, надев замшевую перчатку, после бала он рукой в той же замшевой перчатке бил солдата. Эту вещь в портрете героя можно назвать символической: замшевая перчатка – это сам полковник, двуличный, двоедушный человек, на балу он – в маске доброты и благородства, после бала – без маски, подлец, исполняющий свои служебные обязанности.
Таким образом, проанализировав портреты персонажей рассказа Л.Н. Толстого «После бала», можно сделать следующие выводы:1) словесные портреты помогают создать определенный образ героя литературного произведения;2) словесные портреты помогают раскрыть характеры персонажей;3) портрет способен выражать изменения в характере персонажа;4) портрет может выражать авторское мнение;5) портрет может иметь символические детали.