ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕПокровители влюбленных
Милосердные правители Мурома Петр и Феврония оставили о себе память как о мудрых и добрых правителях, снискавших народную любовь делами милосердия и заботой о вверенном им граде. Их правление запомнилось людям как самый мирный и спокойный период в истории города Мурома. Перед смертью они решили принять монашество, что тоже было достаточно распространено на Руси.
Петр Князь Петр (в иночестве Давид) был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он стал княжить в Муроме после старшего брата своего Владимира Юрьевича, вступив в управление княжеством 18 декабря 1203 г. Он происходил из благочестивого и святого рода, воспитан был в православной вере и целомудрии в городе Муроме. Однажды святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Феврония-исцелительница Святой Петр поехал в ту деревню. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя. Признательный князь сочетался с ней браком.
Отказ от княжества Муромская знать противилась этому. Бояре объявили князю: "Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром". Потому Верный долгу христианского супруга, святой Петр решил отказаться от княжества. На лодке поплыл он с супругой по Оке из родного города. Князь остался с небогатыми средствами к жизни, и печальные мысли невольно приходили ему, но умная княгиня поддерживала и утешала его: "Не печалься, князь, Милостивый Бог не оставит нас в нищете".
Петр принял постриг в мужском монастыре с именем Давид, а Феврония — в соседнем монастыре с именем Евфросиния. Но любовь их, не соединенная более плотскими узами, отнюдь не ослабевала, и они просили, чтобы Господь взял их к себе одновременно. Их последняя молитва была услышана: они окончили свой земной путь в один день и час 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года, чтобы получить иное, неземное Царство. По одной версии, они были похоронены, по другой — их тела были обретены чудесным образом нетленными в одной могиле. Их народное почитание началось практически сразу же после смерти, а спустя некоторое время Церковь официально причислила их к лику святых. На иконе они также изображаются вместе.Практически сразу же Петр и Феврония стали почитаться именно как покровители супружеской жизни. К ним обращались за молитвенной помощью те, кто хотел найти себе достойного спутника в жизни, что нашло отражение даже в пословицах и поговорках. "Каков Петр — такова и Феврония" говорили нерадивому мужу, что значило: нечего на жену пенять — что заслужил, то и имеешь
Возвращение в Муром В Муроме скоро открылись раздоры непримирения, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояре Муромские принуждены были просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал над врагами своими.В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.
Мудрость Февронии Однажды княгиня во время плавания по реке на судне, приказала вельможе, пленившемуся ее красотой и смотревшему на нее с худыми помыслами, хлебнуть, зачерпнув рукой, воды с одной и с другой стороны судна. И когда тот выполнил волю ее, она спросила: "Находишь ли разность между той или другой водой?" — "Никакой", — отвечал вельможа. Святая сказала тогда: "Точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой".В старости святой благоверный князь впал в телесный недуг и принял монашеский постриг (с именем Давид). Святая княгиня Феврония также постриглась в иночество (с именем Евфросиния). Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года.
Чудеса Получая новые имена - Давид и Евфросиния, завещают положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом воздух и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии. Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди "положиша их во едином гробе". "И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша".
После кончины блаженного князя Петра вельможи и бояре оплакивали его, как отца, горожане — как заступника своего и защитника, бедные, вдовы и неимущие пропитания — как своего кормителя и помощника. Честные тела святых князя и княгини с торжеством проводили все жители города и похоронили их в одном гробе, согласно их завещанию.Святые и до сего дня через честные мощи свои совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верой обращается к ним. В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.Прославление святых началось в начале XVI века, а на Московском соборе 1547 года положено было местно праздновать память их. Впоследствии (вероятно с 1552 года) это празднование стало повсеместным.
Святое местоРака с мощами святых в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме
Современность В 1992 году светские власти города Мурома приняли решение о совмещении Дня города с Днем прославления благоверной четы Петра и Февроньи. С тех пор датой праздника стало 8 июля Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, в котором хранятся мощи Благоверных Петра и Февроньи
Троицкий собор (1643г.) в Муроме. 19 сентября 1992 года в собор были торжественно перенесены мощи благоверных князя Петра и княгини Февроньи
Идеал супружеской любви Святые Петр и Феврония, благодаря их неординарному житию, воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему миру. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют "жемчужиной древнерусской литературы" (Д.С.Лихачев).
РЕСУРСhttp://www.eparhia-saratov.ru/ http:// nicbar.narod.ru/petr_fevronya.htm
Об авторе Соловьев Максим – ученик 8 а класса МОУ «Кузнецовская СОШ имени М.Н. Логинова» Медведевского района Республики Марий ЭлРуководитель – Качелина М.А,