Основы стиховедения Поэзия — песнь жаждущей и трепетной души, издревле считается вершиной литературного творчества Работу подготовили учащиеся 8 классаМОУ «Ушаковская СОШ»Глушань Наталья, Корнеева Алена
В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая силлабическая тоническая практикуются и смешанные формы
Стихотворный размер Двусложный (один ударный и один безударный слог). Трёхсложный ( один ударный и два безударных слога)
Двусложные lU — l - ямб - двусложный размер стиха с ударением на 2-ой слог.Пример (В. Маяковский) Я знаю - город будет, 2,4,6Я знаю - саду цвесть, 2,4,6Когда такие люди 2,4,6 В стране советской есть. 2,4,6l — U l - хорей - двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог. Пример (А. Пушкин) Сквозь волнистые туманы 1,3,7Пробирается луна, 3,7На печальные поляны 1,3,7Льет печально свет она. 1,3,5,7
Трехсложные l — U U l - дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог.Пример (Ф. Тютчев) Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10l U — U l - амфибрахий – трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог.Пример (Н. Некрасов) Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11l U U — l - анапест трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог.Пример (А.Блок) Принимаю пустынные веси! 3,6,9 И колодцы земных городов! 3,6,9
Стопа СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l lПримерБуря l мглою l небоl кроет l – l - U l - 4 стопы
Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов Рифма делится по:1.расположению2. ударению3. звучанию4. составу
Строфа Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.1. двустишие2. трёхстишие или терцина3. четверостишие или катрен4. октава- это восьмистишие 5. сонет 6. «онегинская строфа»
Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики 1.Пронумеровать гласные в строке;2.Определить ударные слоги;3.Указать размер, поделить на стопы, указать его стопность;4.Характеристика рифмыа) по расположению;б) по ударению;в) по звучанию;г) по составу;5. Вид строфы
Летний вечер (А. Блок) 1 2 3 4 5 6 7 8 9ПоследІниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж 1 2 3 4 5 6 7 8ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж 1 2 3 4 5 6 7 8ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.ІАБАБІ – рифма перекрестнаяІААІ – женская ,точная, простаяІББІ – мужская ,точная, простаяКатрен
МЕТРИЧЕСКАЯ Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.
ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слоговСистема получила своё название от греческого tonos – напряжение, тон, ударение.
Силлабо-тоническая Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
По расположению 1.Парная или смежная ІААББІ, когда рифмуются соседние строки1.Наша Таня громко плачет: А2.Уронила в речку мячик. А3.- Тише, Танечка, не плачь: Б4.Не утонет в речке мяч. Б2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки через одну1.Зима недаром злится, А2.Прошла ее пора — Б3.Весна в окно стучится А4.И гонит со двора. Б 3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ,когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей1.Бывали ль вы в стране чудес, А2.Где, жертвой грозного веленья, Б3.В глуши земного заточенья Б4.Живет изгнанница небес? А
По ударению 1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)Пример: вода - беда весло - унесло 2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)Пример: открытка - нитка рокот - ропот3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д)Пример: открывается - называется
По звучанию 1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в словахморо’зыро’зы2. неточные- это несовпадениев осадеофсайте
По составу 1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом…свет…привет2. Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словамиЛет до ста растиНам без старости
Двустишие это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААlПример:-Би-би-би! – гудит машина. А-Не поеду без бензина! А
или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х стихов парной и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте Алигьери)Пример:Земную жизнь пройдя до половины, АЯ очутился в сумрачном лесу, Б Утратив правый путь во тьме долины. А
Четверостишие или катрен -это строфа, состоящая из 4-х стиховПример (Н. Некрасов)1.Задумав правдивую повесть2.Без всяких эффектных затей,3.Я взять не решаюсь на совесть4.Погибель крестьянки моей,
Октава - это восьмистишие Пример(А.Н. Майков)1.Гармонии стиха божественные тайны 2.Не думай разгадать по книгам мудрецов: 3.У брега сонных вод, один бродя, случайно, 4.Прислушайся душой к шептанью тростников,5.Дубравы говору; их звук необычайный 6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов 7.Невольно с уст твоих размерные октавы 8.Польются, звучные, как музыка дубравы.
Сонет -четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины и с определённым способом рифмовкиПример (И. Анненский)1.Есть книга чудная, где с каждою страницей2.Галлюцинации таинственно свиты:3.Там полон старый сад луной и небылицей,4.Там клен бумажные заворожил листы,5.Там в очертаниях тревожной пустоты,6.Упившись чарами луны зеленолицей,7.Менады белою мятутся вереницей,8.И десять реет их по клавишам мечты.9.Но, изумрудами запястий залитая,10.Меня волнует дев мучительная стая:11.Кристально чистые так бешено горды.12.И я порвать хочу серебряные звенья...13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,14.И режут сердце мне их узкие следы...
Онегинская строфа Состоит из 3-х катренов и двустишия Пример (А. С. Пушкин)1.Мой дядя самых честных правил, А2.Когда не в шутку занемог, Б3.Он уважать себя заставил А4.И лучше выдумать не мог. Б5.Его пример — другим наука; В6.Но, Боже мой, какая скука В 7.С больным сидеть и день и ночь, Г8.Не отходя ни шагу прочь! Г9.Какое низкое коварство Д10.Полуживого забавлять, Е11.Ему подушки поправлять, Е12.Печально подносить лекарство, Д13.Вздыхать и думать про себя: Ж14.Когда же черт возьмет тебя! Ж
Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом(А. Фет) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётсячередованием ударных и безударных слогов в каждой строке2.5-ти стопный дактиль3.Характеристика рифмы:а)IААI - парная,б) женскаяв) точнаяг) простая4. двустишие
ЛИТЕРАТУРА. • Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф. 2002. - 448 с. • Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 360 с. • Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 488 с. • Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. - 5-е издание. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2004. М.: Издательский центр «Академия». - 208 с. www.YoungCreat.ru