Особенности хронотопа в романе Дины Рубиной « Почерк Леонардо » Автор: Раздобудько Анастасия, ученица 11 «А» класса МОУ СОШ №46Научный руководитель: Хвесюк Татьяна Викторовна
Цель исследования: Выявить особенности хронотопа в романе Задачи: 1) Изучить теоретический материал по понятию хронотопа.2) Разграничение понятия временного и пространственного хронотопа3) Выявить основные формы пространственно-временной организации произведения. Методы исследования:1) Метод анализа при прочтении и разборе произведений.2) Метод синтеза, позволивший сопоставить фактический материал, выбранный из разных рассказов.3) Статистический метод применённый при изучении данных.
Гипотеза: пространственно – временная организация романа Д. Рубиной - один из основных приёмов характеристики главной героини.
Хронотоп - пространство и время в произведении, которые составляют его единство
Критерии, с помощью которых можно построить характеристику художественного пространства:1) пространство повествователя / пространство персонажей 2) символические знаки пространства 3) открытость / закрытость 4)расширение/сужение;5) конкретность/абстрактность; 6) внешний/внутренний характер;
7)наличие/отсутствие деформации;8)степень заполненности объектами;9)оппозиции направлений10) метаморфические модели пространства 11) гармоничность / дисгармоничность12) близкое / далекое
Дина Рубина «Почерк Леонардо» «Цирк, каскадерство, какая-то оптика, черт его знает что, какие-то зеркальные шоу — никогда в жизни это бы не было мне интересно. Почему, откуда это свалилось, я не знаю, но я понимала, что должна раскапывать».
Временное пространство в романе «Почерк Леонардо» - возвращение к прошлому Леонардо да Винчи - живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, изобретатель.Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.
2. Линии – судьбы трёх основных героев Анна Володя Сеня детская влюблённость совместная работа и семья разрыв воспоминания – проходит заново пройденный путь первая встреча происходит в детстве цепь временных и пространственных пересечений (Жмеринка, Москва…) - видит призрак Анны перед смертью Пространство героев замыкается
Цирковое пространство Четыре взгляда дают возможность составить объёмное представление сложного мира Цирка:
Пространство под куполом заполнено реально существующими людьми – артистами: «Нет, клоун не строил уморительных рож. Он был очень грустным…Фамилия клоуна была Енгибаров». «Клавдия Ивановна Мастыркина. Реликт училища, ну просто баобаб священной рощи, преподавала с года основания – с двадцать шестого!...Еще Карандаша выпускала».
Мы попадаем под своды цирков разных стран и городов: «Лет через десять после представления в Старом цирке Соломонского на Цветном»* Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. «Какой все-таки молодец Ги Лалиберте в «Цирке Дю Солей»…он стал лучшим цирком в мире». Cirque du Soleil (фр. Цирк Солнца) — яркий представитель современного жанра циркового искусства. Компания основана в 1984 году Ги Лалиберте и Даниэлем Готье и базируется в Монреале, Канада.
Географическое пространство в романе
Зеркалье Все цитаты, включающие в себя зеркала можно разделить на три группы: характеристика зеркального пространства герои, связанные с зеркалами отношение Анны с зеркальным миром
1 - характеристика зеркального пространства - галерея зеркал -зеркальные коридоры -тоннели -калейдоскоп -зеркальная вселенная «Картинки хаотически выныривают на поверхность, вздымаются, набирают объем, и там, внутри лба, отражаются в целой галерее зеркал, в зеркальные туннели, коридоры…» «Она выстраивала зеркальный коридор, по которому устремляясь, старалась проскочить…» «…внутри лба, перед закрытыми глазами выкатывается вперед зеркальный тоннель, похожий на бумажный язык…» «В конце зеркального тоннеля, как в калейдоскопе, возникает световой круг…» оказаться там, в запредельном пространстве, в другой, зеркальной вселенной…»
2 - герои, связанные с зеркалами Мама «Мама в зеркало ушла» Маша «зеркальная болезнь», смерть Элиэзер Гармония «зеркальный» её душе человек
Отношения героини с зеркальным миром - Часто появляется из зеркала: « И вот выбегает из огромного этого зеркала навстречу нам егоза… она, пятилетняя, по коридору топочет, прямо из зеркала мне навстречу выбегает». - Работа: « С тех пор она зарабатывала на жизнь постановкой зеркальных шоу». - Зеркало - душа человека. «Зеркала – вот что меня волновало. Вот моя суть…» - Зеркало словно расположено внутри героини: «Навстречу ей по канату во внутреннем зеркале – в том, которое чуть выше глаз, - шла она…»