Образ клена в лирике С.Есенина Выполнила ученица 9 класса Архипова Татьяна МОУ «Караклинская СОШ», 2010
Цель описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образ клена, ставшего одним из обаятельных образов русской литературы.
Задачи Показать, что и в плане изобразительно-выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. Выявить, как и какими средствами создается поэтический образ клена.
Клен – сквозной образ лирики С.Есенина
Методы исследования Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Практические: методы сплошной выборки. Были выписаны поэтические строчки, посвященные образу клена. Методы наблюдения и анализа.
Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики,подлинным вдохновенным певцом родной земли
Древо
Клён Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, «окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта («Кленочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет…», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клен ты мой опавший».
Клён Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций «деревного» образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен.
Все «кленовые» эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними.
Клён 1. Возраст (старый, маленький - молодой) 2. Процесс старения (подгнивший) 3. Внешний вид (голый, опавший, облезлый)
Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя. Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. ( « Я покинул родимый дом …» , 1918 г. )
В есенинских стихах о клене преобладают сложные предложения, повторы используются не всегда. Поэт осторожен в использовании инверсии: Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге; Как будто бы на корточки погреться Присел наш клен перед костром зари. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. В этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой.
Вывод Стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив «древесного романа «восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп «человек – растение». Клен был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического «талисмана».
Список использованной литературы Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, 2005. Сергей Есенин. /Ю.В. Бондарев, Ю.Л. Прокушев. – «Советская Россия», 1992. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – 2-е изд.– М., 1989.