Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова.Подготовка к классному сочинению Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель урока Обучение анализу стихотворенияАнализ стихотворения «Дума»Рекомендации по подготовке к сочинению
Эпиграф к уроку Печально я гляжу на наше поколенье… М.Ю.Лермонтов
Работа с опорной схемой Судьба поколения 30-х годов в лирике ЛермонтоваУзко литературный Историко-культурная контекст перспективаОбщий романтический Расцвет творчества конфликт Мечты и Лермонтова приходитсяреальности на эпоху «безвременья» (А.И.Герцен), это ощущается поэтом как личная трагедия
Реализация домашнего задания Расшифруйте аллегорию, содержащуюся в стихотворении «Поэт».За что критикует поэта (характерно, что себя лирический герой не отождествляет с таким «поэтом») лирический герой стихотворения «Не верь себе»?Как автор показывает, что бытие «толпы» достойно глубокого осмысления?
Анализ стихотворения «Дума» Задание: составить цитатную характеристику поколения.«Богаты… ошибками отцов»«К добру и злу постыдно равнодушны»«Перед опасностью… малодушны»«Перед властию… рабы»«Иссушили ум наукою бесплодной»«И ненавидим мы, и любим мы случайно»
Вопросы для беседы Какая жизнь такое поколенье?Относит ли себя лирический герой к этому поколению?
Вывод Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.
Рекомендации по подготовке к классному сочинению-рассуждению Учащимся можно предложить следующую тему для сочинения:«Идеальная взаимосвязь стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» (1837) и «Дума» (1838)»
План для обсуждения Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике М.Ю.Лермонтова.В стихотворении «Дума и «Бородино» выражена общая мысль – упрек поколению 30-х годов 19 века. 1. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 года в смертельной схватке с врагом; позорное малодушие перед опасностью поколения 30-х годов. 2. Единодушие и сплоченность героев 1812 года; полная разобщенность поколения 30-х годов. 3. Герои 1812 года навсегда останутся в памяти народной; поколение 30-х годов «потомок оскорбит презрительным стихом».III. Гражданская направленность рассматриваемых стихотворений: эти два стихотворения выражали жалобу поэта «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависти к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г.Белинский).
Завершающие вопросы Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения?Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения?
Домашнее задание Составить черновой вариант работы.Подобрать эпиграф к сочинению.
Использованные ресурсы Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 и 2/ под редакцией Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2008.Сборники сочинений М.Ю.Лермонтова.И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М., «Вако», 2001.
Благодарю за сотрудничествоЖелаю удачи!