В мастерской художника словаУрок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ Новомансуркинская СОШ Фаткуллина Рузалия Музагитовна
Цели урока: 1) на примере рассказа «Хамелеон»выявить стилевые особенности юмористических рассказов А.П.Чехова;2) расширить и углубить понятия6 стиль писателя, композиция художественного произведения;3) воспитывать у школьников бережное, внимательное отношение к художественному слову
Бюро литературных находокПеред судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос "Злоумышленник"
Немного погодя его позвали к господам. -Вспомнил? — спросил генерал. -Никак нет, ваше превосходительство. - Может быть, Конявский? Лошадников? Нет? И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почёсывая лбы, искали фамилию... "Лошадиная фамилия"
- Пустяки... - скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. - Хирургия - пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть... Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский... Тоже с зубом... Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству... В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал... Долго мы с ним тут... Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом... Кому как. "Хирургия"
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын. "Толстый и тонкий"
Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой: - Чтоб... ты... из... дох... ла, холера!
Антон Павлович Чехов1860-1904Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям –просторно… М.Горький
Стиль писателяОсобая манера письма писателя, единство творческих особенностей, присущих данному писателю
Заглавие-смысловой стержень произведения«Хамелеон»ХАМЕЛЕОН м. род ящерицы теплых стран. Одно из южных созвездий. *Человек изменчивый, двуличный. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Композиция Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие
ЭкспозицияПо базарной площади идут Очумелов и ЕлдыринЗавязкаЗолотых дел мастер Хрюкин укушен собачкойКульминация-Это, кажись, генерала Жигалова!-говорит кто-то из толпыРазвязкаТолпа смеётся над Хрюкиным
Что мы узнаём из экспозиции?Место действиябазарная площадьвремя действия полденьдействующие лицаОчумеловЕлдырин
Как характеризует героев их речь?— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!— Врёшь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...— Не рассуждать!— Нет, это не генеральская...— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые...
Художественная деталь- изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета и т.д..
Говорящая детальрешето с крыжовником…За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником… шинель- Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... - Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит...
Какова роль шинели в рассказе?В начале рассказа Очумелов идет в распахнутой шинели, в финале он инстинктивно запахивается, потому что, во-первых, ему, должно быть, стало очень зябко в летнюю жару от пережитого потрясения, ведь его, поистине, бросало то в жар, то в холод; во-вторых, «праздник» новой шинели для него был частично испорчен, шинель его предстала несколько в невыгодном свете (напомнив ему, что вообще-то не такой уж он важный чин). Запахнутая шинель уменьшается в объеме — уменьшается и величие местного самодура. И тем не менее чинопочитание, власть торжествуют. Мир остался непоколебленным, шинель осталась шинелью! Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще официальнее, он еще более закрыт для всяких душевных движений, кроме, конечно, самой сердечной (и ведь действительно!) любви к начальству, к тем, кто выше его по чину.
Что общего?Название «Хамелеон», конечно, метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей щенок. Но сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет.
Какое человеческое качество высмеивает А.П.Чехов?угодничествочинопочитаниелицемериеИзлишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.Почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина Лицемерие, лицемерство ср. лицемерность ж. свойство, качество, состоянье лицемерного
Особенности стиля1.Простое,короткое заглавие2.Традиционная композиция3.Предельно короткая экспозиция4.Диалоговое построение рассказа5.Речь героев- основа их характеристики6.Говорящая деталь
Спасибо за сотрудничество