Н.В.Гоголь . Поэма «Мертвые души» Учитель литературы Кирова Л.Р.МОУ ВСОШ № 2 г. Твери Тверской области
Цели урока: Вступительное занятие по: истории создания, замыслу и композиции поэмыКомментированное чтение: экспозиция и завязка поэмы – приезд П.И. Чичикова в город N.Развивать у учащихся интерес к чтению, эстетический вкус, закрепить умение обобщать материал групп, использовать диалог культур.
Начало работы над поэмой – 1835г. « Я начал было писать, не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе ответа, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры» Н.В.Гоголь.
Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия «Мертвые души» писались за границей, куда Гоголь уехал после постановки «Ревизора» в тягостном состоянииНе оцененным современниками за добрые намерения служить обличением неправды, уезжает не только, чтобы пережить обиду, а чтобы обдумать «свои будущие творения» и творить «с большим размышлением».
прогулки по риму 1) З.А. Волконская 2) рис. Жуковского «Гоголь на вилле Волконской» (доклад учащихся)3) Прогулки Гоголя с В.А.Жуковским по Риму
Гоголь в Риме 1) Портрет Гоголя художника Ф.А.Моллера2) Портрет Гоголя художника А.Иванова (доклад учащихся)
Рисунок гоголя к поэме 1) Почему Гоголь выделяет слово поэма огромными буквами?2) На какие рисунки вы еще обратили внимание? Символом чего они являются?
Замысел поэмы Истоки видят в Евангелии в мысли апостола Павла: «как в Адаме все умирают, так в Христе все оживут».Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте.Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» размахом своего гнева оказалась близка карающему смеху Гоголя.
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА «МЕРТВЫЙ» В НАЗВАНИИ ПОЭМЫ Толковый словарь В.И. Даля Мертвый: 1) способный в возрождению 2) косный, бездуховный
Приезд Чичикова в город n Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?«Сюжет «Мертвые душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» Гоголь
Творческая работа Работа по группам:1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу.А)ГостиницаБ) Улица и городской садВ) Вечеринка у губернатораПодведение итогов экскурсии1) Какими приемами пользуется Гоголь при изображении города?2) Что говорится о его типичности?3) Чем интересуется Чичиков в городе?4) Что мы узнаем о Чичикове?
Домашнее задание 1) Каковы мнения чиновников и помещиков о Чичикове и почему?Губернатор ПрокурорПочтмейстерСобакевич 2) Читать 2 главу. Ставим проблемный вопрос к последующим главам:Какие же грехи опутали наших героев?
Список литературы. А.М. Докусов, М.Г. Качурин. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. Пособие для учителя. М., 1982г.Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя, М., 1988г.В.Г. Маранцман. Н.В.Гоголь «Мертвые души» Из опыта преподавания литературы: 8 кл., М., 1975г.Личность Гоголя в воспоминаниях современников. К уроку в 8 классе. Журнал «Литература в школе»№2, 1986г.В.Г. Маранцман. Изучение литературы в 9 классе. Методическое пособие для учителя. М., Просвещение, 1994г.А.Н. Семенов. Русская литература в вопросах и заданиях9-10 классы. Пособие для учителя, Владос, 2000г.В.Я. Коровина и др. Русская литература, 9 класс, практикум, М., Просвещение, 1999г.О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе .К учебнику-христоматии «Литература» 9 класс. Изд. Экзамен, М., 2005г.Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. Калуга, 1994г.О.Г. Черных. Практикум по литературе, 9 класс. Мастерская учителя – словесника, М, Вако, 2010г.Литература, 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2011г.Н.В.Гоголь «Мертвые души» Поэма с рисунками А.Лаптева. М., Детская литература, 1967г.Статьи журналов «Литература в школе»№2 1998г, «Уроки литературы» №9 2008г.Е.С. Смирнова-Чикина. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий.Таблицы на уроках литературы.