Иван Александрович Гончаров(1812-1891) Творческий и жизненный путь писателя Выполнил учитель М.А.Комарова2009г.
Цели: Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией; Дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя; Выявить взаимосвязь его творчества и судьбы; Ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.
ЗАДАЧИ 1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя. 2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы. 3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова.
Становление и формирование личности писателя а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме. б) Читательские пристрастия будущего писателя.в) Московское коммерческое училище (1822-1830).г) Московский университет (1831-1834).д) Кружок Майкова, его роль в формировании взглядов писателя.е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".
Мать писателя Родился 18 (6) июня в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался городской головой, вел хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна.
Н.Н.Троегубов, крёстный отец . Первоначальное образование получил дома под руководством отставного моряка, помещика Н.Трегубова, человека просвещенного. Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.
Кружок Майкова, его роль в формировании взглядов писателя. В 1838 и 1839 в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". Весной 1846 знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. И хотя он "не увлекался юношескими утопиями в социальном духе" и "не давал веры материализму", в его общественных симпатиях в 1840 - 50-е годы видны демократические тенденции, питавшие сильные стороны его творчества как художника-реалиста. Они нашли свое отражение в первом романе Гончарова "Обыкновенная история" (1847).
Роман «Обыкновенная история» Первый роман Гончарова опубликован в журнале «Современник» в 1847г.;Конфликт-столкновение двух характеров, двух философий жизни:патриархального, деревенского и буржуазно-делового, столичного;Александр Адуев и Петр Адуев;Финал:мечты о славе поэта и государственного деятеля разбиты. Идеалы вечной дружбы увядают.Гибнут надежды на вечную любовь.
Сотрудники журнала «Современник» Фото 1856г.ГончаровТургеневДружининОстровскийТолстойГригорович
Фото конца 1870-х г. Семья Трейгут. Воспитанники И.А.Гончарова
Цикл очерков «Фрегат «Паллада» Осенью 1852 отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием "Фрегат Паллада" (1858).
Роман «Обломов» . История создания романа "Обломов" а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики. С 1847г по 1858г.опубликовал в 1859г.
Роман «Обрыв» («Художник») 1858г-1868г;Художник Райский- проснувшийся к деятельности Обломов;Множество сюжетных линий;Россию надо спасать от «обрывов», от разрушительных революционных катастроф. Созидатели и строители.
Итог урока Из 4-х великих романистов России Гончаров наименеепопулярен.Гончаров-честный русский консерватор, величие его в том, что нельзя бесцеремонно обращаться с наследством, культурными традициями и богатствами природы.Предупреждает, что развитие не должно порывать связи с вековыми ценностями национальной культуры.
Домашнее задание 1. Перечитать главу "Сон Обломова". 2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой. 3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке". 4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).