История России 8 класс Тема урока: «Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века» Материал разработан учителем истории МОУ Будинской ООШ Тверской области Антоненковой Анжеликой Викторовной
Сегодня на уроке: Должны узнать: реформы 60-70 х гг., установить их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой Должны учиться работать с историческими источниками и добывать нужную информацию;
Проверим домашнее задание: Выполните тест по теме: « Крестьянская реформа 1861 года»
Проверьте себя: 1 – а 7-б 13 - б 2 – в 8 - в 14 - б 3 – б 9 – в 15 - а 4 – б 10 - а 5 – а 11 – в 6 – а 12 – б
Оцените полученные результаты: Менее 7 – «2» От 7 до 10 - «3» От 11 до 14 – «4» 15 – «5»
План Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военная реформа. Реформа в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. Конституционные метания.
Задания на урок. Познакомьтесь с реформами, выделите их положительные и отрицательные стороны.
« Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать вы должны всё чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждёт от нас страна. И подымай, бездумью вопреки, Свою решимость до конца бороться. И может от одной твоей руки Зависит всё, что будущем зовется...»
Запишем определение Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Земская реформа: 1 января 1864 г.было введено «Положение о земских учреждениях». В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления-земства.Депутатов избирали по 3 куриям – землевладельцы, городские избиратели, сельские общества.В 1 и 2 куриях выборы проводились на основе имущественного ценза,а в 3 они были многоступенчатыми.
Земства ведали: делами местного значения, содействовали предпринимательству, содействовали просвещению, содействовали здравоохранению — проводили работу, на которую у государства не находилось средств.
Земств не было:
Недостатки земской реформы: Непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Вокруг земст сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция Врачи Земской больницы в Дмитрове.
Городская реформа: В 1870 г. была проведена городская реформа, создавшая всесословные городские думы и управы. Избирателями были лица достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Они в зависимости от доходов делились на 3 курии, избиравшие в городскую думу равное число гласных. Здание купеческого собрания на Малой Дмитровке.
Городская дума решала вопросы: внутреннего самоуправления образования медицинского обслуживания благоустройством города Развитие внешней торговли и промышленности Содержание полиции и тюрем Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.
Судебная реформа: В ноябре 1864 г. были приняты новые судебные уставы. Суд стал равным для всех сословий, гласным. Провозглашались независимость судей, состязательность и выборность ряда судебных органов.
Судебная реформа: Мировые Рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела Общие Рассматривали уголовные и сложные гражданские дела
Судебная реформа: Реформа установила: 1) гласность ведения суда, 2) состязательность сторон 3) обеспечивалась присутствием на суде прокурора и адвоката. Знак волостного судьи.
Судебная реформа: Апелляционной инстанцией была судебная палата, но она рассматривала споры о мере наказания, и не могла пересмотреть решение присяжных. Судебная палата рассматривала так же дела о должностных преступлениях высокопоставленных чиновников. Высшей Судебной инстанцией оставался Сенат. Царь не мог изменить приговор. Он мог только помиловать. Мировой судья
Военная реформа: В 1874 г.была проведена военная реформа по инициативе Д.А.Милю тина. Рекрутский набор заменялся всеобщей воинской повинностью с 20-летнего возраста. Военный министр Д.А.Милютин
Военная реформа: Согласно указу от 1 января 1874 года уставу, призывались юноши с 20 лет. Общий срок службы в сухопутных войсках составлял 15 лет, из них 6 – действительной службы, 9 – в запасе; на флоте – 10 лет, 7 лет – действительной службы, 3 года – в запасе. Кто имел образование срок сокращался до 4 лет(окончивших начальные училища), до 6 месяцев – высшее. От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.
Реформа образования: Когда была проведена реформа образования? Что являлось основным типом учебного заведения средней ступени? На какие виды подразделялась гимназия Что изучали в классических гимназиях? В реальных?
Реформа образования:
Поработаем с документами: Стр. 155 – 157.
Домашнее задание: Параграф 21 – 22, записи, вопросы, задания в рабочей тетради