Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века Афроськина Елена Васильевна
Задачи урока Узнать содержание и особенности буржуазных либеральных реформ 60-70-х годов XIX века, последствия и значения реформ для развития индустриального общества в России Уметь анализировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи в ходе исторических процессов, интерпретировать текстовую информацию в схемы и таблицы, формулировать обобщающие выводы, давать оценку событиям и процессам
Основные понятия и термины Апелляция – обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра Вольнослушатель – человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты Гражданское общество – общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется на основе закона Конституционное правление – управление государством в строгом соответствии с номами конституции Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей Правовое государство – государство, в котором власть осуществляется на основе справедливых законов Террор - устрашение мирного населения и не только, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения
Отмена крепостного права – 1861г. Судебная реформа 1864г. Реформа просвещения 1863-1864г. Земская и Городская реформы 1864,1870г. Военная Реформа 1861,1874г. Основное направление внутренней политики Александра II – осуществление реформ
Реформа местного самоуправления – 1864г Необходимость: расстройство в хозяйственной жизни, здравоохранении и просвещении на местах Цели: Создание в уездах и губерниях органов местного самоуправления – земств – всесословных, негосударственных, выборных органов с хозяйственно-финансовой самостоятельностью Сохранить за дворянством власть на местах Отвлечь наиболее активную часть населения от политики, заставить заниматься полезным делом 1 января 1864г. – «Положение о губернских, уездных земских учреждениях»
Структура земств - земское самоуправление Губернское земское собрание Уездное земское собрание председатель председатель Губернская земская управа Уездная земская управа председатель председатель
Избирательное право в земства – органы самоуправления Губернское земское собрание Уездное земское собрание Распорядительные органы Уездная земская управа Губернская земская управа Исполнительные органы Курия землевладельцев Городская курия Крестьянская курия Выборы гласных в уездные и губернские земские собрания Крупные и средние землевладельцы, промышленные и торговые собственники Крупные и средние собственники, купцы, владельцы предприятий и торговых заведений Выборщики Волостные сходы Сельские сходы Избирательное право - не всеобщее, не равное, не прямое
Деятельность земств Строительство местных путей сообщения Сооружение и содержание школ, больниц Развитие местной промышленности и торговли Статистическое изучение местного народного хозяйства Средства земств – специальный налог на недвижимость
Городская реформа – 1870г. Сущность реформы: сформированы всесословные выборные городские думы и городские управы Мужчины с 25 лет, платившие налоги Избирательный закон Крупные налогоплательщики - 1/3 налогов Мелкие налогоплательщики - 1/3 налогов Все остальные налогоплательщики Избирали гласных в городскую думу
Городская реформа – 1870г. Городская дума Городская управа Городской голова Функции городского самоуправления: благоустройство города, развитие промышленности и торговли, здравоохранение, образование, содержание полиции и тюрем
Выводы на основе характеристики реформы местного самоуправления Реформы местного самоуправления имела недостатки: выборы не носили всесословного характера, круг вопросов, решаемых земским и городским самоуправлением, был ограничен, органы местного самоуправления находились под контролем государства Реформа местного самоуправления была предпосылкой формирования в России гражданского общества и правового государства, т.к. к деятельности были привлечены наиболее активные слои населения страны
Работа по группам I группа Прочитать текст учебника, стр.149-150 и определить основные принципы судебной реформы IIгруппа Прочитать текст учебника, стр.151-152 и определить достоинства и недостатки реформы образования III группа Прочитать текст учебника, стр.150-151 и дать характеристику военной реформы
Судебная реформа 1864г. 1864г. - Новые судебные уставы Суд всесословный, гласный, открытый, независимый Суд состязательный: присяжный поверенный (адвокат) - защита прокурор - обвинение Две системы судов: мировые и общие Присяжные заседатели
Высшие судебные органы Сенат Судебная палата Окружной суд Присяжные (12) Министерство юстиции Император
Местные судебные органы Мировой судья Уездное земское собрание и городские думы Рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела Мировые судьи
Военная реформа Цели военной формы: укрепление боеспособности армии преодоление отставания в военной области сокращение военных расходов 1861г. – срок службы был сокращен с 25 до 16 лет 1863г. – в армии были отменены телесные наказания 1863-1864гг. – реформирование военно-учебных заведений Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) – военный министр (1861-1881)
Военная реформа – 1874г. Закон об отмене рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности с 20-летнего возраста Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет, во флоте – 7 лет, затем запас: в сухопутных войсках – 9 лет, во флоте – 3 года Деление России на 15 воинских округов Организация военных учебных заведений «Дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного»
Перевооружение армии Нарезные ружья Стальные артиллерийские орудия Берданки XIX в.
Военные учебные заведения Общее образование Специальное образование Военные гимназии Военные училища
Военные учебные заведения 1867г. – Военно-юридическая академия 1877г. – Морская академия
Выводы на основе характеристики военной реформы новая система комплектования армии позволяет сократить военные расходы, в военное время иметь многочисленную боеспособную армию благодаря делению русской армии на 15 военных округов повышалась боеспособность армии и мобильность в выполнении боевых задач изменения военного образования должны привести к возрастанию профессионализма и боеспособности армии
Реформа в области просвещения – 1863-1864гг. 1864г. - Положение о народных училищах Начальная школа открывается общественными учреждениями и частными лицами Созданы государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы – 3 года обучения
Реформа в области просвещения – 1863-1864 Обучение для всех сословий «без различия звания и вероисповедания», но платное Средний тип учебных заведений Классические гимназии - 7-8 лет Реальные гимназии – 7 лет
Реформа в области просвещения – 1863-1864 1864г. - Университетский устав: автономия университетов руководство университета – совет профессоров: избирает ректора и деканов утверждает учебный план решает финансовые и кадровые вопросы Русские студенты в XIX в.
Претворение либеральных реформ в жизнь П.А. Валуев – министр внутренних дел, консерватор Главная задача – «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в примирительном духе» Н.А. Милютин С.С. Ланской Активные участники подготовки реформ
Претворение либеральных реформ в жизнь Назначение на государственные должности представителей консервативных сил Д.А.Толстой – министр просвещения П.А.Шувалов – шеф жандармов Ф.Ф.Трепов – градоначальник Петербурга
Покушения на Александра II 1866г. - террориста Д.Каракозова у Летнего сада 1867г. – террориста А.Березовского во Франции 1879г. – трагедия свитского поезда Александра II, возвращавшегося из Крыма 1879г. – террориста А.Соловьева в Петербурге 1880г. – террориста С.Халтурина в Зимнем дворце
Чрезвычайные меры с целью укрепления безопасности Временные генерал-губернаторы с чрезвычайными полномочиями И.В.Гурко – генерал-губернатор Харькова Э.И.Тотлебен – генерал-губернатор Одессы М.Т.Лорис-Меликова – генерал-губернатор Санкт -Петербурга
Деятельность М.Т. Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии Министерство внутренних дел Министр внутренних дел, шеф жандармов III отделение собственной Его Императорского В Величества канцелярии Охранные органы Итог: успешная борьба с терроризмом
«Диктатура сердца» Михаил Тариелович Лорис-Меликова Ослабление цензуры Открытие запрещенных ранее и появление новых изданий Не препятствовал критике правительства и публичному обсуждению вопросов политики 28.02.1881г. – проект - «Конституция М.Т.Лорис – Меликова» 1.03.1881г. – Александр II одобрил проект М.Т.Лорис – Меликова 4.03.1881г. – должно было состояться утверждение проекта на заседании Совета министров
Выводы о значении либеральных реформ в России Реформы – главное событие не только правления Александра II, но и всего XIX века в истории России Способствовали дальнейшему развитию России по пути к индустриальному обществу Укрепили оборонную мощь России Способствовали широкому просвещению народа России Сделали первые шаги по пути демократизации жизни общества Однако реформы необходимо было продолжать, т.к. они не решили многие вопросы во всех сферах жизни
Задание на с/п Базовый уровень: конспект – учить; §§ 21-22 - читать и отвечать на вопросы - стр.156, документ, стр.157-158 – читать и отвечать на вопросы, стр.159 Углубленный уровень: выполнить задания № 7-8-9, стр. 12-14 в Рабочей тетради