Жизнь Акакия Акакиевича до и после появления новой шинели. Выполнили: Малышенко А. Прохорова Д.
Задачи Рассмотреть, как и чем жил Акакий Акакиевич в начале повести. Проанализировать, какие изменения произошли с героем после появления новой шинели. Найти ответ на вопрос: как повлияла новая шинель на судьбу героя?
Рождение героя. Рождение героя является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).
Портрет героя. Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным: «…служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…»
Отношение к службе. «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». Переписывание – это не только приятное занятие для Акакия Акакиевича, это его духовный мир и, более того, мир внешний, ибо «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки».
Отношение к себе. «Он не думал вовсе о своем платье». «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору». «Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги…И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил, и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее». Полное безразличие героя к жизни – признак его душевной вялости.
Приобретение шинели. «При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах». «Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом». «… решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки». «…он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели».
Новая шинель. «…день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «…шел в самом праздничном расположении всех чувств». «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг». «Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина». «…его уже заметили, приняли с криком…»
Утрата шинели. Доктор «…объявил ему через полтора суток непременный капут». «Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух». « И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
Акакий Акакиевич до и после приобретения шинели.
Вывод. Шинель заставляет героя совершить ряд непоправимых ошибок, выталкивая его из состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям. Акакий Акакиевич становится таким, как все.
Список литературы: Большая энциклопедия литературных героев. В 4 т. Т.1. – Терра, 2001. Меркин Г. Литература. 7 класс . // Гоголь Н.В. «Шинель». М.: Русское слово, 2007. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. – М.: Интерпракс, 1994.